Коронакризис продолжает оказывать сильное негативное воздействие на жизнедеятельность хозяйственных субъектов. Согласно опросу Банка России, в период с 17 по 30 апреля доля предприятий, столкнувшихся с отменой/сокращением заказов, осталась близкой к 50%. Около 30% компаний сообщают о недостатке оборотных средств, около 25% не могут вести бизнес в текущих условиях. При этом большая часть предприятий не планирует использовать действующие меры поддержки (беспроцентный кредит на зарплату, льготные кредиты, кредитные и налоговые каникулы).
Данные национальной платежной системы на четвертой нерабочей неделе (20–24 апреля) указали на незначительный рост отклонения от «нормального» уровня объема входящих платежей — до 20,8% после 20,3% на третьей неделе.
Динамика индексов PMI указывает на сильный спад экономической активности в апреле на фоне действия ограничительных мер для борьбы с распространением коронавируса. Тем не менее значения индекса существенно выше по сравнению с мартовским провалом. Индекс PMI в обрабатывающих отраслях вырос до 31,3 пункта с 47,5 пункта в марте, а в сфере услуг — до 12,2 пункта (37,1 пункта в марте).
По итогам марта кредитный рынок не показал значимого воздействия коронакризиса. Рост рублевого кредитования граждан продолжал опережать инфляцию. Реальное рублевое корпоративное кредитование после сокращения в декабре и январе в феврале стабилизировалось, а в марте показало существенный рост. Дополнительным фактором, его обусловившим, было резкое сокращение банковского портфеля валютных корпоративных кредитов в феврале–марте.
Требования банков к компаниям за апрель выросли на 1,2% (без учета валютной переоценки), что заметно выше средних докризисных значений. Это отражает возросшую потребность компаний в банковском финансировании на фоне снижения денежных потоков и сужения облигационного рынка в марте и апреле. Розничный кредитный портфель (включая требования к индивидуальным предпринимателям) за апрель сократился на 0,6%. Банки, вероятно, ужесточили критерии выдачи новых кредитов. А домохозяйства избегает новых займов из-за возросшей неопределенности в отношении стабильности своих доходов и возможности обслуживать долг.
В период с 27 апреля по 7 мая структурный профицит ликвидности в банковской системе сократился на 0,67 трлн рублей, до 1,23 трлн). Для повышения возможности кредитных организаций по управлению собственной ликвидностью ЦБ провел три аукциона репо «тонкой настройки». В конце апреля банки также привлекли рублевую ликвидность у ЦБ (21 млрд рублей) по инструменту «валютный своп». По состоянию на 7 мая общий максимально возможный лимит открытых безотзывных кредитных линий у пяти системно значимых банков составил 1,46 трлн рублей.