Внутренний рынок России насыщен как мясным сырьем, так и продуктами его переработки, заявили по результатам проведенного анализа эксперты Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК).
Конкуренция нарастает. Выход на внешний рынок с российской продукцией возможен, но там тоже нужно будет доказывать свое право на нем работать.
В ФЦК предлагают ряд решений, реализация которых на практике позволит резко увеличить производство продукции, а заодно снизить издержки на всех этапах производства, повысить его эффективность. Поддержка оказывается в рамках нацпроекта по повышению производительности труда и сулит ее участникам ряд льгот и преференций, таких как возможность получать финансовые средства и готовые решения по повышению эффективности производства. За прошлый год ее участниками стали всего 29 предприятий из 11 регионов России. Капля в море, учитывая, что тех же мясоперерабатывающих предприятий в стране насчитывается около пятисот. В ФЦК объясняют этот факт тем, что программа действует всего два года и не все о ней знают. Хотя эффективность, по словам представителей ФКЦ, налицо. И для того, чтобы помочь большему количеству предприятий, эксперты центра подготовили стандартные решения, которые можно тиражировать на предприятия мясоперерабатывающей отрасли.
Проблемы в нарезку
Мясная промышленность в России неуклонно растет. Разными темпами (по разным оценкам), но все же. В частности, по данным аналитического центра компании «АБ-Центр», на который ссылается ФЦК, ежегодный объем выпускаемой продукции в мясной отрасли за неполные десять лет увеличился на 60% (с 7 млн тонн в 2001 году до 11,3 млн тонн в 2019-м). За последние пять лет зафиксирован рост выручки предприятий отрасли на 43% (с 706,62 млрд рублей в 2014 году до 1015,77 млрд в 2018-м). В итоге в 2019 году самообеспеченность страны мясом достигла 96%. Потенциал роста для внутреннего рынка практически исчерпан.
«Для развития мясоперерабатывающей отрасли необходимо нарастить экспортную составляющую, выходить на новые рынки сбыта. При этом, чтобы повысить собственную рентабельность, компании должны использовать стратегию полного цикла, включающую собственное животноводство и птицеводство, — прокомментировал отраслевое исследование гендиректор ФЦК Николай Соломон. — Удержать доли рынка в условиях высокой конкуренции можно только при снижении себестоимости продукции за счет повышения эффективности производства и производительности труда».