Комиссионные доходы Сбербанка в первом квартале 2020 года сократились на 15% по сравнению с четвертым кварталом 2019-го, с 148,3 млрд до 126,4 млрд рублей. Вполне возможно, это первый признак того, что модель роста банковского бизнеса, основанная на комиссиях, перестает работать. Так уже произошло с предыдущей моделью, основанной на розничном кредитовании. Она не смогла справиться с отсутствием роста реальных доходов населения и пострадала от мер по ограничению необеспеченного потребительского кредитования.
В последние годы основным источником роста доходов банков были комиссионные доходы. По данным ЦБ, совокупные чистые процентные доходы российских банков за 2019 год сократились на 3,3% по сравнению с предшествующим годом, а комиссионные доходы, наоборот, выросли на 18%. Это происходило во многом за счет роста безналичного оборота. Впрочем, сыграли роль и другие факторы. «Связанные с комиссиями риски меньше, а комиссию крупные игроки могут навязать достаточно большую. При нашем высоком уровне ставок процентные доходы тяжело даются не только кредиторам, но и заемщикам. Комиссию же клиенты замечают меньше, чем проценты по кредитам», — поясняет президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. К тому же повышенное внимание Банка России к кредитованию не помогало расти операционным доходам банков сравнимыми с комиссионными доходами темпами. Сейчас же рост комиссионных доходов столкнулся с рядом препятствий, и банкам нужно будет адаптироваться к новой ситуации.
Временные сложности
Помимо вялотекущего кризиса и последствий мер борьбы с коронавирусом на комиссионных доходах сказались и некоторые специфические факторы. Один из них — рост спроса на наличные деньги, который наблюдался в последние месяцы, а как следствие, и возможное снижение безналичного оборота. «Скачок спроса на наличные деньги (март — первая половина апреля), произошел по причине совпадения нескольких факторов. Это опасения граждан относительно того, что в период самоизоляции банковские операции будут недоступны; неопределенность относительно продолжительности ограничений; объявление о введении налогов на банковские вклады величиной свыше миллиона рублей, — объясняет эксперт ЦМАКП Ренат Ахметов. — Возможно, некоторые разовые скачки снятия гражданами наличных денег с карт и счетов сохранятся вплоть до окончания периода самоизоляции, но говорить об этом как о наметившейся тенденции я бы не стал. С началом возврата к обычной жизни спрос на наличные средства вернется к уровню начала года».