«О подушке безопасности мы и не думали»

18 мая 2020, 00:00
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ИГОРЯ СУРИНА
Председатель совета директоров ГК «Русская кожа» Игорь Сурин

Группа компаний «Русская кожа» — лидер кожевенной отрасли: ее доля составляет не менее 35% производства последней, а осенью прошлого года был реализован крупный инвестпроект — открыт завод в городе Заринске Алтайского края. О ситуации в бизнесе в период пандемии коронавируса рассказывает председатель совета директоров компании Игорь Сурин.

— Как работает ваше предприятие в период пандемии коронавируса?

— Мы вошли в реестр системообразующих предприятий и получили право продолжить работу в условиях карантина при соблюдении направленных на сохранение здоровья людей профилактических мер, таких как применение масок, перчаток, средств для обработки рук и помещений, измерение температуры у сотрудников. При этом мы выводили на работу не более 20% персонала: у нас общее число сотрудников — полторы тысячи человек, а работало всего 300. Мы регулировали численность персонала так, чтобы на рабочем месте находилось минимальное число работающих. Но это не единственная причина неполной загрузки предприятия. Ведь торговые сети, реализующие товары из кожи, практически полностью прекратили работу, остановился денежный поток. Сети не платят производителям изделий: обувным, мебельным, швейным фабрикам, а те, в свою очередь, не платят нам. Ранее размещенные заказы остались неотгруженными и легли на склады производителей товаров из кожи, а новые заказы перестали поступать. В этих условиях мы продолжили работать, выполняя госзаказ, и дополнительно приняли решение выпускать в склад продукцию гражданского ассортимента, которая будет востребована после выхода из карантина.

— Сокращали ли вы персонал?

— Нет, мы не проводили сокращения и выполнили все условия, определенные государством и трудовым законодательством РФ. Сотрудники либо работали удаленно, либо находились на самоизоляции. Сегодня, когда страна начала выходить из карантина, многое будет зависеть от того, как быстро восстановится потребление и предприятия начнут получать новые заказы. В любом случае мы будем стремиться по максимуму сохранять специалистов, но экономика нас заставит провести оптимизацию всех видов затрат, включая расходы на оплату труда персонала, поскольку ориентироваться мы будем на реальные заказы.

— Есть ли у вас пресловутая финансовая подушка безопасности?

— В последние пять лет мы не только проводили масштабную модернизацию, но и открыли ряд новых производств — в частности, с нуля построили завод в Алтайском крае, инвестировав в него 2,1 миллиарда рублей. Но инвестиции делаются на кредитные средства, поэтому о подушке безопасности мы и не думали. Теперь ситуация сложная, ведь, по сути, проедают свои денежные активы компании, которые, как и мы, активнее всего участвовали в развитии и инвестировании.

— Адекватны ли меры правительства по поддержке бизнеса применительно к вашему случаю?

— По мерам поддержки пока не все однозначно, так как они продолжают формироваться и мы вносим свои предположения. Кожевенная отрасль еще не вошла в число особо пострадавших, и это лишает государственной поддержки не только нас. Считаем, что не были предусмотрены меры поддержки для инвестпроектов, реализованных в 2019 году, так как именно 2020-й для них должен был оказаться основополагающим. Ведь обязательства по инвестпроектам остались, а действительность сильно изменилась.

— Что будет с вашей компанией и отраслью в целом после этого кризиса?

— Рынок встал, и не только в России, но и по всему миру. Ситуация будет сложной еще долгое время — трудно восстановить отношения даже со старыми клиентами, так как есть цепочка задолженности: ритейл не заплатил поставщикам изделий, те — поставщикам материалов, мы — поставщикам химии. А сейчас надо решить, как размещать новые заказы и реструктурировать предыдущие задолженности. Нужны дополнительные денежные средства, и как банки в этой ситуации себя поведут? Ведь у всех предприятий ухудшились рейтинги, упал оборот, денежный поток почти съеден, и часть его ушла на зарплату, в том числе сотрудникам, которые не работают. В то же время любой кризис очищает рынок от слабых игроков, а более сильных заставляет пересмотреть подходы к ведению бизнеса. Наша отрасль получит хороший шанс отвоевать себе место у импорта. Ведь многие закупали товар за границей, а теперь из-за затрудненности коммуникаций делать это будет сложнее, следовательно, пора переключаться на отечественных производителей кожи.