«Мы должны безопасно открывать экономику. Есть угроза, что мы выжидали слишком долго. Есть угроза уничтожения экономики США», — заявил министр финансов страны Стивен Мнучин, который считает, что медлить с отменой ограничительных мер из-за пандемии COVID-19 далее не следует.
Чем примечательно это заявление? Чиновник высокого ранга, во-первых, открыто и даже провокационно заявляет проблему: есть угроза уничтожения экономики, а во-вторых, он призывает решать эту проблему.
Понятно, что если для американцев падение экономики на 5–10%, а может даже и на 15% за год — это «угроза уничтожения», то для нас-то в России это полная ерунда. И не такое видали. Что американцу смерть, то русскому развлечение…
Казалось бы, какая разница, у нас ведь тоже в правительстве говорят о разворачивающемся кризисе. Говорят, да не так, а от этого многое зависит. Если не обозначать ситуацию словом на букву «ж», то и мотивации соответствующей не будет. Ну какая может возникать мотивация в рамках привычной тактики улучшения улучшений в соответствии с долгосрочными планами? Да никакой.
Отсутствие острой постановки проблемы порождает ту самую атмосферу широкой безответственности. Потому что какая может быть ответственность за недостаточное улучшение улучшений? Недостаточное повышение чиновничьего комфорта при кадровом перемещении или выходе на пенсию, максимум.
Слова имеют значения. И американский министр финансов Мнучин это знает. Он, кстати, многих пережил в администрации Трампа, хотя одно время тот и собирался его уволить, как поговаривали. Мнучин готов бороться против «угрозы уничтожения экономики». А его российские коллеги из финансовых ведомств не готовы. Они готовы обозначать ужасные проблемы инфляции, стабильности профицита бюджета — но они не готовы и не хотят даже ставить вопрос о надвигающемся на страну самом глубоком экономическом кризисе за последние двадцать лет.
Именно поэтому в США, скорее всего, в итоге будет «норм», а в России будет иметь место ситуация на букву «ж». Поэтому, а не потому, что деревянные российские рубли слишком неудобно сбрасывать с вертолетов.
И тактика прохода через кризис будет такой же, как и раньше. Под вдохновляющим лозунгом: «Ну мы же не можем расти быстрее, чем наши основные рынки сбыта…» Поэтому выходить из кризиса снова будем медленнее и неустойчивее, чем США, КНР и ЕС. И это нормально. Потому что уже на стадии формулирования ситуации мы с этим согласились и единогласно проголосовали.
Собственно, вышесказанное и характеризует наилучшим образом суть ситуации с эпидемией COVID-19. Уж больно вцепились в нее наши чиновники. Слишком подозрительно их непривычное рвение и самоотверженность. Оно и понятно. Бороться с COVID-19 гораздо комфортнее, чем даже просто начинать думать о грядущем обвале экономики.