Кажется, что ответ на все вызовы здравоохранения очень прост: на медицине не надо экономить. Экономисты тоже приводят очень простую формулу: берем запланированные расходы и умножаем вдвое. Тогда у нас будет адекватная и своевременная медицинская помощь.
Существующая сейчас страховая система, когда здравоохранение финансируется за счет фондов ОМС, не отличается щедростью, это не секрет. Больницы и поликлиники вынуждены «повышать эффективность», на деле сокращая все расходы, какие только можно. Порой врачи, работавшие в советское время, вспоминают бюджетную систему, но и бюджетная система тогда была не такой, как сейчас: она действовала по сметному принципу, то есть финансировались расходы учреждения. Решено, что в данном населенной пункте будет больница на 50 коек, — с таким расчетом и выделяются деньги. Сейчас же такого атавизма и не встретишь: весь мир, и со страховой, и с бюджетной системой давно перешел на нормативно-подушевой принцип. Сколько обслужили — столько получили, и ни копейки мимо. Современная бюджетная система тоже склонна к беспощадной экономии.
При этом разрыв между требованиями к системе здравоохранения со стороны населения и давлением на нее со стороны финансирующих ее институтов (государства и страховщиков) растет катастрофически, и не только у нас, но и во всем мире. Ведь «Клуб 80+» — страны, где ожидаемая продолжительность жизни превысила 80 лет, — не самоцель. Гораздо важнее дать людям возможность как можно дольше сохранять высокое качество жизни — двигательную активность, возможность держать под контролем хронические болезни. И это мы еще не начинали даже рассматривать вопрос долговременного ухода и геронтологии, а ведь «клуб 80+» предполагает совершенно иное медицинское обслуживание пожилых и уход за ними. Находиться в этом клубе еще дороже, чем в клубе «73», где мы располагаемся сейчас.
Впрочем, в желаемый клуб стран с большим числом долгожителей нам еще не так просто будет попасть. Врачи и надзорные органы в лице Счетной палаты бьют тревогу: из-за коронавируса практически остановлена помощь пациентам с рядом заболеваний, например онкологических, и осенью это может дать рост смертности.
Финансирование важно: если врачам сейчас выплатят «коронавирусные» надбавки в полном объеме — значит, сэкономят на чем-то еще. Регионы делят одну и ту же сумму на все направления.
Здравоохранение должно быть приоритетом на всех уровнях, а мы до сих пор в реальном выражении тратим столько же, сколько в 2012 году, и рискуем откатиться еще ниже из-за кризиса и падения доходов ФОМС. А потом будем удивляться, почему очередной нацпроект не достиг цели. Страховая система навела определенный порядок в кодификации и стандартизации лечения, но все же осталось неясно, в каком объеме и какого качества медицинская помощь входит в «бесплатное» ОМС. Ее надо скрупулезно разбирать на молекулы, и, где пережали с эффективностью, никуда не денешься: надо увеличивать расходы. По стандарту участковый терапевт должен потратить на больного не более 12 минут. Вот с этого странного норматива можно начать.