За последние две недели ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий несколько раз заявил, что главный вуз страны готовится к большим переменам. В его структуре появится новая прослойка: научные школы, которые должны будут оптимизировать научный и образовательный процесс в многочисленных подразделениях университета. «…У нас 42 факультета, более 20 научных институтов с большим кадровым потенциалом, все это надо собрать вокруг прорывных направлений, чтобы повысить эффективность», — сказал Садовничий в интервью ТАСС 28 апреля и напомнил, что «все ведущие университеты мира давно это сделали».
Новость преподносилась как рабочая идея, которая найдет отражение в проекте программы развития университета до 2030 года и будет вынесена на обсуждение его высшего органа управления — Совета трудового коллектива — нынешней осенью. Но заинтересованная научная общественность восприняла информацию так, что вопрос о реформе решен и дискуссии в университете идут не в том ключе, будет или нет МГУ оптимизировать свою структуру, а в том, будет ли эта реорганизация формальной или существенной.
Официальной позиции по этому вопросу пока нет. Ректор университета оставил пространство для дискуссий, довольно-таки противоречиво разъяснив суть будущих преобразований. По его словам, «структура факультетов останется», при этом «группы факультетов объединятся в научные школы». «Все будут поступать, как и прежде, на факультеты», однако школы внедрятся и в образовательный процесс: будут разрабатывать новые учебные планы для факультетов, что позволит «не загонять студентов первого курса в узкий коридор обучения». Виктор Садовничий также утверждает, что автономия факультетов сохранится, но одновременно из его слов можно сделать вывод, что часть функций перейдет от факультетов к школам.
Неопределенность лишь подогревает интерес. «Эксперт» попытался выяснить, как будет организована «более эффективная» работа вуза, чем займутся школы, а чем — факультеты, кто от этого выиграет, что обо всем этом думают российские ученые и какой опыт наработан за рубежом.