Старейшая американская компания по прокату автомобилей Hertz (The Hertz Corporation) — банкрот. Компания, которая входит в четверку мировых лидеров (Hertz, Avis, Europcar, Sixt) по этому сервису и имеет 10 200 офисов по всему миру, подала на прошлой неделе заявление о банкротстве. Правда, оно касается домашних рынков — США и Канады — и не затрагивает работу компании в Европе, Австралии и Новой Зеландии, где она работает по системе франчайзинга. На период рассмотрения дела в суде Hertz продолжит обслуживать клиентов: на поддержание текущей деятельности у компании есть на счетах один миллиард долларов.
Три года назад через процедуру банкротства Hertz покинула и российский рынок. Тогда компания ушла, не выдержав конкуренции с хорошо развитыми в нашей стране сервисами каршеринга. Сейчас официальная причина банкротства на американском континенте — пандемия, которая заблокировала работу сервиса аренды и лишила его сотрудников заработка. Однако эксперты считают, что к банкротству Hertz шла несколько лет, не сумев перестроить модель бизнеса в соответствии с реалиями и уступив другим сервисам аренды, каршерингу и такси.
К этому все и шло
Решение Hertz о банкротстве не стало потрясением для американского рынка: незадолго до подачи заявления на банкротство, в своем отчете за первый квартал, компания указала, что, возможно, не сможет погасить или рефинансировать долг, а также у нее может не оказаться достаточно средств для продолжения деятельности. По данным The New York Times, у компании накопились долги в размере 17 млрд долларов. О том, что Hertz находится на пороге завершения своей деятельности, было понятно по мартовским событиям, связанным с массовыми увольнениями сотрудников компании: 16 тыс. человек остались без работы. К концу мая эта цифра выросла до 20 тыс. человек. Эксперты считают, что компания последние несколько лет работала в убыток, но пришла к банкротству именно сейчас, когда ситуация осложнилась пандемией. Дело в том, что большинство сервисов по прокату автомобилей ориентированы на туристов, большая часть их автопарка находится в точках около аэропортов. Но у Hertz другая стратегия: «Hertz ориентировалась в основном не на туристов, а на ежедневные поездки людей, большей частью местных жителей. Поэтому в пандемию по ней ударило не отсутствие авиасообщения, а длительная самоизоляция населения, работа на дому. И компания была вынуждена пойти на банкротство», — поясняет Александр Беляшкин, коммерческий директор российского офиса Europcar.