На прошлой неделе открылись московские рестораны. Однако, по мнению рестораторов, это не вернет бизнес к докарантинному состоянию — в связи с эпидемиологическими ограничениями затраты выросли, а трафик сильно упал: у людей просто нет денег. Это означает, что для ресторанов этап выживания не закончен. Чтобы достичь докризисных показателей, может потребоваться год, а чтобы этот год прожить — значительное снижение издержек.
Не все пришли
Рестораны были закрыты четыре месяца. Все то время они работали в ограниченном режиме: через доставку и навынос. При этом никакой прибыли эти каналы продаж не давали: полученных денег хватало только на заработную плату персонала и поддержание работы кухни. Но благодаря тому, что рестораны работали, они не закрылись раньше и смогли вернуться к полноценной работе сейчас.
Входить в рабочий режим ресторанный бизнес начал еще 16 июня — с открытия веранд. Правда, что на верандах, что в ресторанах, если хочешь начать полноценную работу, приходится выполнять целый ряд условий: на входе посетителям измеряют температуру, пропускают гостей только в перчатках и масках, можно сбиться со счета, сколько раз дезинфицируют столы, а соблюдение необходимой дистанции между столиками сократило их количество на 15–30%. Все, кто имел летние веранды, поспешили их открыть. В докарантинный период веранды начинали работать начиная с апреля-мая и приносили дополнительные 20% к основной выручке — на них-то рестораторы сейчас и рассчитывали.
Но даже несмотря на хорошую погоду и на то, как сильно люди соскучились по ресторанной атмосфере, трафик первой недели работы оказался меньше, чем в прошлогоднем сезоне. По данным сети «Якитория», оборачиваемость (сколько гостей посидело за столом за день) на верандах в целом невысокая: в будни — один-два человека, в выходные — четыре, а до пандемии средний показатель оборачиваемости был на уровне 3,5 человека, в том числе в будни.
С выручкой ситуация аналогичная: «Все летние веранды у нас открыты. Если сравнивать с прошлым годом, то сейчас их трафик дает 40 процентов от выручки прошлого года», — говорит Хенрик Винтер, основатель ресторанного холдинга Tigrus. «На сегодняшний день у нас установлено около 30 веранд, в течение ближайших недель планируем установить еще примерно полтора десятка. Выручка сейчас находится в коридоре 25–28 процентов от докризисной, но каждый день растем на один—три процента», — говорит Олег Подгорный, генеральный директор сети кофеен «Шоколадница». Однако для рестораторов сейчас и такой объем выручки — хороший показатель, правда, они считают, что трафик будет снижаться, а открытие ресторанов не даст ощутимого мультипликативного эффекта по выручке: его как раз в это время давали веранды, если сравнивать с аналогичными периодами прошлых лет: «Сейчас у всех заведений с верандами трафик неплохой: рестораны были закрыты и все гости успели соскучиться по ним, поэтому устремились на веранды. Я думаю, что дальше спрос станет значительно меньше: у людей денег немного. Стоит хорошая погода, и гости обычно в это время сидят на верандах, то есть с открытием ресторанов какого-то вау-эффекта не будет», — говорит ресторатор Аркадий Новиков.