На неделе с 15 по 19 июня отклонение входящих платежей вниз от «нормального» уровня увеличилось до 15,7%, сообщил Банк России. Отклонение входящих платежей без учета добычи, производства нефтепродуктов и госуправления также увеличилось — до 11,8%. В целом процесс нормализации платежной активности в экономике в июне застопорился: продолжается восстановление в потребительских отраслях, при этом сохраняется негативная динамика в отраслях, ориентированных на экспорт. В условиях сохранения низких уровней добычи нефти увеличивается отставание в нефтегазовом секторе, в том числе в нефтепереработке и предоставлении услуг в добыче полезных ископаемых. Отмечается также увеличение отклонения входящих платежей вниз по сравнению с «нормальным» уровнем в металлургии, деятельности воздушного транспорта и добыче прочих полезных ископаемых. Пониженная активность в экспортных отраслях отражается и на динамике платежей в отраслях, ориентированных на промежуточное потребление.
По оценке Минэкономразвития России, в мае снижение ВВП составило 10,9% к маю прошлого года против 12-процентного снижения в апреле. В целом за первые пять месяцев года МЭР оценивает снижение ВВП на уровне 3,7% год к году. В несырьевых отраслях обрабатывающей промышленности и в сфере розничной торговли спад сократился по сравнению с предыдущим месяцем. Однако в целом экономическая активность сохранялась ниже уровней прошлого года, что связано в первую очередь с постепенным характером снятия ограничений по стране после окончания режима нерабочих дней. В июне процесс отмены ограничений, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, продолжился. Снижение розничных продаж замедлилось до минус 19,2% в мае после падения на 23,2% месяцем ранее, главным образом за счет непродовольственного сегмента. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в мае сократилось снижение продаж новых легковых автомобилей до минус 51,8% год к году (минус 72,4% год к году в апреле). В то же время в условиях сохранения ограничений показатели таких сегментов потребительского рынка, как общественное питание и платные услуги населению, оставались значительно ниже уровней прошлого года. Спад в строительном комплексе оставался более умеренным, чем в других базовых отраслях экономики (до минус 3,1% год к году в мае после минус 2,3% в апреле).
В мае кризис наконец добрался и до федерального бюджета. В прошлом месяце его доходы провалились на 41% к маю 2019-го, в основном из-за сокращения нефтегазовых поступлений, которые оказались ниже прошлогодних значений на 70%. Ненефтегазовые доходы снизились в мае на 17%. Одновременно с резким сокращением доходов были существенно, в полтора раза, увеличены расходы по сравнению с показателями 2019 года. Такое увеличение было продиктовано необходимостью профинансировать расходы на здравоохранение, связанные с борьбой с пандемией, поддержать регионы, увеличить расходы на социальную политику и национальную экономику. За январь–май расходы на здравоохранение были увеличены в 2,2 раза, дотации регионам — в 1,7 раза. Один триллион рублей дополнительных доходов от операций по приобретению Сбербанка в мае был полностью потрачен. Дефицит федерального бюджета за первые пять месяцев 2020 года составил 409 млрд рублей. При этом в течение всего периода продолжало действовать бюджетное правило, и в целом за пять месяцев Минфин РФ за счет дополнительных нефтегазовых доходов направил на приобретение валюты 386 млрд рублей (16% от общего объема нефтегазовых доходов), с учетом продаж валюты в апреле и мае 2020-го. Таким образом, располагаемые ресурсы федерального бюджета в январе–мае 2020 года можно оценить в 7,5 трлн рублей. Фактическая нехватка бюджетных ресурсов для финансирования расходов в 800 млрд рублей была профинансирована за счет заимствований на внутреннем рынке и сокращения остатков бюджетных средств.