Хайтек: «Яндекс» и Сбербанк не сошлись характерами

29 июня 2020, 00:00

«Яндекс» и Сбербанк России объявили о прекращении сотрудничества и разделяют свои совместные активы. Это два предприятия: «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет». В первом Сбербанк выкупит долю «Яндекса» (25% плюс один рубль) примерно за 2,4 млрд рублей, а «Яндекс» — 45-процентную долю своего бывшего партнера в «Яндекс.Маркете» за 42 млрд (общая оценка сервиса — около 87,3 млрд рублей). Эти сделки стороны планируют закрыть до конца третьего квартала нынешнего года.

Любой развод требует средств, и для финансирования раздела активов с госбанком, а заодно на свою жизнь в будущем «Яндекс» привлекает дополнительные значимые средства путем эмиссии собственных акций: бумаги на 600 млн долларов будут в равных долях проданы трем частным инвесторам: «ВТБ Капиталу», инвестиционной компании Романа Абрамовича Ervington Investments и компании Treliscope Александра Абрамова и Александра Фролова (партнеры Абрамовича по металлургическому и горнодобывающему бизнесам). Дополнительные 400 млн долларов «Яндекс» привлек, продав более 8 млн новых акций класса A по цене 49,25 доллара за штуку. Примечательно, что средств, полученных от продажи акций по открытой подписке, оказалось вдвое больше, чем планировалось, и, таким образом, в общей сложности «Яндекс» сумел привлечь миллиард долларов вместо запланированных 800 млн.

Участники рынка говорят, что трения между «Яндексом» и Сбербанком начались еще в прошлом году. Конфликт обострился, когда в декабре 2019-го Сбербанк создал совместное предприятие с главным конкурентом «Яндекса» — Mail.ru Group. Последнему, в частности, принадлежит сервис доставки еды Delivery Club, который ведет конкурентную борьбу с сервисом доставки продуктов «Яндекс.Лавка», а также агрегатор такси «Ситимобил»: ему на рынке противостоит «Яндекс.Такси». Последней каплей, переполнившей чашу терпения «Яндекса», стало сообщение о том, что Сбербанк ведет переговоры о покупке 30% акций компании Ozon, с которой «Яндекс» жестко конкурирует в сфере интернет-торговли.

«С самого начала это партнерство не было на равных, — комментирует Валерий Емельянов, аналитик “Фридом Финанс”.Сбербанк позиционировал себя в качестве хозяина положения, который может инвестировать как в “Яндекс”, так и в его ближайших конкурентов, благо средства позволяют покупать все, что есть на рынке. В какой-то момент госбанк просто превратился в портфельного инвестора. “Яндекс” в этих условиях стал искать других партнеров, у которых, с одной стороны, были бы большие финансовые возможности, а с другой — они не имели бы конфликта интересов, владея конкурирующими сервисами. И он нашел сразу несколько таких инвесторов».

После развода обе компании будут двигаться намеченными прежде курсами. Объявленная ранее стратегия «Яндекса» свидетельствует, что компания будет развивать то, что у нее получается хорошо: онлайн-торговлю, сервисы такси, доставки и проч. Финансовые услуги не были коньком «Яндекса», поэтому уход «Яндекс.Денег» не ударит по положению компании; скорее всего, этот сервис будет быстро заменен другим, вероятно на базе инфраструктуры ВТБ — нового инвестора компании. Ну а что касается Сбербанка, то он намерен провести ребрендинг сервиса «Яндекс.Деньги», из которого, вероятнее всего, исчезнет имя его прежнего партнера. И Сбербанк продолжит выстраивать свою цифровую экосистему, скупая привлекательные активы в разных сферах рынка.

Что же касается эмиссии акций, то «Яндекс» провел ее очень удачно. «По всей видимости, эта схема была адаптирована под группу стратегических инвесторов, которым достались акции на 600 миллионов долларов, — продолжает Валерий Емельянов. — Остальные 400 миллионов привлекли на открытом рынке по подписке, то есть более классическим способом. Возможно, такое разделение было связано с желанием новых партнеров получить скидку за объем привлечения. Это объяснило бы, почему локап-период (когда нельзя продавать бумаги) составил целых два года. Получился компромисс, выгодный и “Яндексу”, и его инвесторам. Но поскольку потребность в деньгах у компании оказалась больше, чем готовы были предложить стратегические инвесторы, остальную сумму привлекли через андеррайтера, причем весьма успешно, ведь спрос вдвое превысил первоначальную заявку. С точки зрения “Яндекса”, вся операция от развода со Сбербанком, обошедшаяся в 600 миллионов долларов, была полностью профинансирована новыми стратегическими инвесторами. Плюс на фоне такого позитива удалось дополнительно привлечь хорошую сумму. И более того, это сделано в момент пиковых цен на акции, что удается провернуть немногим корпорациям».