Чем дорог Александр Григорьевич Кремлю? Своей переменчивой лояльностью, перемежающейся все новыми требованиями о дотациях, скидках, особых условиях? Вдумайтесь: за двадцать лет «союзных отношений» общая сумма всех российский преференций Белоруссии составила более 120 млрд долларов. Если разбить эту сумму по годам, то, по оценкам МВФ, получится порядка 10% ВВП Республики Беларусь. А аппетиты Минска ведь только росли.
Может, дело в его понятности и прозрачности для Кремля? Если подумать, он ведь плоть от плоти советской номенклатуры, мастодонт, долгожитель, каких уже и не сыщешь на постсоветском пространстве. А понятный — значит понимающий: по крайней мере ясно, как с ним договориться. Но Лукашенко так и не поддержал ни один российский геополитический проект. Ни присоединение Крыма. Ни сирийскую операцию. Не поддержал Россию во время конфликта в Южной Осетии. А в ЕАЭС он вступил, похоже, лишь для того, чтобы постоянно торпедировать интеграцию, пока его ультимативные условия не будут выполнены до последней запятой.
Тогда, наверное, все дело в чистой прагматике? Например, в транзите углеводородов через Белоруссию на Запад: она, как известно, обеспечивает транзит около 50% российской нефти и около 30% российского газа в Европу. Или в том, что у России и Белоруссии единая система ПВО, единая группировка войск в угрожаемый период. Да еще и два важных для Москвы военных объекта находятся на территории республики: РЛС «Волга» в Барановичах и 43-й узел связи ВМФ в Вилейке.
Однако если говорить о транзите углеводородов, то страна при Лукашенко просто превратилась в черную дыру, в которую ежегодно закачивается 24 млн тонн российской нефти и 19 млрд кубометров природного газа — причем без взимания экспортной пошлины, неизвестная доля которых идет затем по серым и черным схемам экспорта и реэкспорта.
Оставаясь же европейским центром серого транзита, Белоруссия только и делала, что регулярно нарушала и продолжает нарушать условия Таможенного союза, поставляя в Россию «огрызки» с европейских столов, брендированные под оригинал. По направлению военно-промышленного комплекса Минск давно уже присматривается к партнерам из арабских стран, готовых выделить деньги Белоруссии на специфические закупки западных вооружений. Собственно, новый премьер-министр прямо налаживал эти контакты в ОАЭ во время своей работы там, так что не исключено, что теперь эта работа активизируется.
В действительности совсем непросто понять, зачем нам Лукашенко. Ведь вся эта умопомрачительная экспозиция, на которой представлена история многолетних отношений между Россией и Белоруссией, создана руками этого человека. В конце концов, именно его стараниями Союзное государство так и осталось самым продолжительным интеграционным долгостроем на постсоветском пространстве. В который сейчас, похоже, уже никто не верит.
Но настал 2020 год, который, казалось бы, подарил наконец шанс избавиться от этого балласта. Рейтинги Лукашенко стремительно катятся вниз. Страна находится на пороге глубокого экономического кризиса. В Минске и в регионах уже почти месяц идут активные митинги против президента. Политически тихая Белоруссия вдруг оживилась. Доведенная своим несменяемым лидером, для которого не существует ни обязательств, ни критики, ни даже вируса, она впустила в президентскую гонку не поставленных администрацией клоунов, а людей с опытом. И когда почва так явно начала уходить из-под ног президента, не так уж и сложно завершить начатое, о чем написал когда-то Ницше: «Но я говорю: что падает, то нужно еще толкнуть!»
Но пока не похоже, чтобы Москва решила действовать именно так. Быть может, Лукашенко дали последний шанс: 30 июня Владимир Путин, возможно, встретится с белорусским лидером во время церемонии открытия памятника подо Ржевом. Тогда, наверное, что-то и решится.