Авральное право

20 июля 2020, 00:00

EPA/MAXIM SHIPENKOV/ТАСС
Госдума стремительно меняет выборное законодательство
Читайте Monocle.ru в

Из думского архива внезапно был вытащен на свет законопроект 2012 года, модифицирован и стремительно подготовлен к окончательному принятию. Буквально за два дня выборное законодательство претерпело существенные изменения, партия власти получила преференции, оппозицию щелкнули по носу, а формат парламентского голосования в 2021 году стал менее интригующим.

В 2012 году на волне «болотных» протестов уходящий президент Дмитрий Медведев согласился с предложением оппозиции внести в закон норму: разрешить партиям отзывать своих членов избиркомов в любой момент. На местах такие представители часто «вербуются» властью, а потому партии мотивированы обновлять их каждый новый цикл. Восемь лет назад документ приняли в первом чтении и оставили в покое. В новой же редакции закона процесс отзыва членов избиркома максимально усложнен и проходит в заявительной форме. И это лишь малая часть перемен.

В федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» внесены поправки, которые позволяют проводить голосование в течение трех дней, в том числе на придомовых территориях и территориях общего пользования. А еще в мае были упрощены возможности для досрочного голосования. Это радикальный разворот тренда десятилетия, с самого начала которого Центральная избирательная комиссия (ЦИК) боролась со всеми формами досрочного и дистанционного голосований. Теперь же эксперты утверждают, что увеличивается потенциальный риск махинаций с голосами, ведь следить за процессом в течение нескольких дней в разных местах затруднительно.

Впрочем, и следящим стать будет сложнее. Принято решение ограничить возможности корпуса наблюдателей на региональных и местных выборах. Теперь они должны «обладать активным избирательным правом на выборах в органы госвласти соответствующего субъекта РФ». Это означает, что избиратель с московской пропиской не сможет приехать, скажем, в регион Северного Кавказа, чтобы проследить за чистотой выборов.

Поправки приняты во втором чтении, а третье перенесено — но лишь на 21 июля. При том что Совет Федерации уже приготовился утверждать закон 24-го числа. Вряд ли он подвергнется коррекции, разве что добавятся новые нормы об электронном голосовании и дне тишины. В принципе, еще в мае Госдума постановила, что «в целях создания условий для защиты здоровья избирателей» голосование можно проводить где угодно, когда угодно и как угодно долго. Причем в тексте закона появилось условие «иные уважительные причины».

После тех самых «болотных» событий 2012 года, спровоцированных «грязными» выборами, электоральный процесс стал гораздо чище, это отмечали и оппозиционеры. Администрация президента требовала нулевых скандалов в регионах, предлагая выигрывать выборы в открытой или закулисной конкуренции, с помощью финансовой и репутационной поддержки центра, но без махинаций. «Крымский консенсус» облегчил задачу. Но в 2018 году на выборах в Приморье схема сломалась: были зафиксированы фальсификации в пользу кандидата от власти и никого не наказали. Теперь же условия для нарушений облегчаются, а ЦИК откатывает многие полезные новации.

Новые поправки бьют в первую очередь по возможностям системных партий оппозиции, у которых есть ресурсы для мониторинга и контроля за выборами не только в Москве, но и в регионах. Неудивительно, что ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия» так яростно выступают против нововведений. И конечно, безуспешно. Единственный консенсус в Госдуме сейчас сложился по поводу досрочных выборов: о них мечтают и единороссы, и их оппоненты. Глава ЦИК Элла Памфилова намекнула на то, что это возможно, и предложила перенести Единый день голосования с сентября на другой месяц. С большой вероятностью это случится.