Росстат сообщил о продолжении спада промышленного производства в июне — на 1% по отношению к маю со снятой сезонностью. В годовом выражении к июню 2019 года индустриальный выпуск снизился на 9,4%, а по итогам полугодия — на 3,5%. Однако, согласно расчетам ЦМАКП, сезонная и календарная корректировки данных дают чистый прирост выпуска в июне по отношению к маю, тоже на 1%. Столь противоречивые оперативные оценки, увы, неизбежны в условиях столь резких сдвигов конъюнктуры и соседства столь непохожих месяцев (в мае было существенно меньшее количество рабочих дней, и ряд производств и сфер деятельности принудительно прерывали свою деятельность).
В большинстве пострадавших обрабатывающих производств шло восстановление. Как правило, чем глубже был спад, тем быстрее шло восстановление, отмечают эксперты ЦМАКП. Но эти восстановительные траектории были малозаметны на фоне сохранения провала в добыче полезных ископаемых, нефтепереработке, металлургии и производстве стройматериалов, на которые приходится почти две трети добавленной стоимости промышленности.
Позитивная динамика производства продукции, ориентированной на потребительский рынок, прежде всего продуктов питания и лекарств, согласуется с оперативными данными контрольно-кассовой техники ФНС России: среднедневной оборот организаций торговли и услуг в июне вырос в номинальном выражении на 19,6% к маю и достиг уровня, наблюдавшегося до введения карантинных ограничений. Вместе с тем, как считают в Минэкономразвития, наблюдаемый рост потребительской активности связан с отложенным спросом населения и со значительным объемом социальных выплат, осуществленных в июне, а значит, вряд ли будет устойчивым.
Май, как правило, благоприятный месяц для рынка труда в связи с ростом спроса на сезонных работников. Однако в этом году число безработных за май, по оценкам Росстата, увеличилась на 227 тыс. человек и составила 4,5 млн человек, а уровень безработицы вырос до 6,1% против 5,8% месяцем ранее. С учетом устранения сезонного фактора уровень безработицы увеличился до 6,0% в мае, прибавив 1,5 п. п. по сравнению с началом года. В середине июня Минтруда сообщило, что в центрах занятости официально зарегистрированы в качестве безработных 2,4 млн человек. При этом отмечается, что только четверть безработных потеряли работу непосредственно во время пандемии, а остальные — либо перед ней, либо вообще уже давно не работали. Это говорит о том, что значительная часть прироста официального числа безработных была вызвана увеличением размера пособий по безработице и облегчением процедуры их получения в рамках реализации мер поддержки экономики и населения.