Сорок лет назад стартовал глобальный исследовательский проект World Values Survey по выявлению ценностных установок людей в разных частях света. В анкете — три сотни вопросов о политике, экономике, социальном статусе, личных и общественных ценностях. К седьмой волне опросов в них уже приняли участие граждане более чем ста государств. Это один из самых старых и объемных межстрановых проектов, подаривший миллионы часов размышлений многим видным ученым. На его основе появились различные методики и школы.
Так, известный социолог Рональд Инглхарт выводит свой индекс постматериализма, доказывая, что материальное благополучие и безопасность кардинально меняют ценностную картину человека. Материалисты предпочитают удобство и комфорт, но, достигнув желаемого, перестают это ценить. Они превращаются в постматериалистов и требуют свобод, прав, справедливости. Инглхарт отметил и соответствующий поколенческий переход европейского общества: от старшего послевоенного поколения материалистов к сытой и благополучной молодежи, которая совершила, по сути, ценностную революцию.
Коллега и многолетний соратник Инглхарта Кристиан Вельцель пошел дальше и вписал систему ценностей в эволюционную картину становления цивилизации. Эта теория развития человеческой эмансипации как акта обретения свободы изложена в книге «Рождение свободы», недавно переведенной на русский язык. Если быть точнее, название «Rising Freedom» скорее не про рождение, а про рост и развитие свободы. Стремление к ней заложено природой, но подавляется деспотиями и тираниями, поскольку люди изначально бедны и невежественны. Однако постепенно человечество восходит по лестнице полезности свобод. Сначала появляются ресурсы — материальные, интеллектуальные и коммуникативные. Их наличие провоцирует рост эмансипативных ценностей в обществе: осознание прав и возможностей, личных и коллективных. И затем общество начинает требовать их соблюдения от государства, которое уступает и гарантирует гражданские права — на политическое участие и личную автономию. Расширение свобод стимулирует технологический прогресс, тот приводит к росту ресурсов, и таким образом эмансипативный цикл триады «ресурсы—ценности—гарантии» замыкается.
Работоспособность этой схемы Вельцель доказывает на обширном социологическом материале последних десятилетий и теоретических экскурсах в историю. Так, он объясняет, почему именно Европа возглавила эмансипативную эволюцию во второй половине XV века, а ее распространение произошло столь неравномерно. Все дело в климатических условиях европейского региона — сочетании умеренно прохладного климата, который снижает уровень инфекционных заболеваний, и водной автономности, уменьшающей степень контроля над людьми через управление системами ирригации. В результате появляются дополнительные ресурсы, ускоряется прогресс, возникает рынок, спрос на технологии, понимание эмансипативных ценностей, требование и гарантии гражданских прав. Сегодня климатический фактор уступает интернету: тот показывает людям, где и при каких свободах на свете жить хорошо.