Чтение книг для современного человека исполнено особого целительного смысла. Не потому, что принципиально изменилось назначение печатного текста, — просто «венец творения» болен, как никогда. «Трезвитесь, бодрствуйте» — это наставление св. апостола Петра своим ученикам свежо и актуально. И мы, уходя на летние каникулы, решили напечатать целую подборку бодрящих сознание читателя книжных рецензий.
Пандемия отрицания человека — так, пользуясь популярной в наши дни медицинской терминологией, можно было бы охарактеризовать этап развития цивилизации, через который мы проходим. Драматизм момента ощутили уже почти все, и, хотя немногим пока открылся смысл происходящего, кое-какие наметки позволяют говорить о фундаментальном кризисе личности. Один известный отечественный философ называет это «самоизоляцией личности» и считает закономерным итогом развития либерализма как концепции, построенной на абсолютизации прав индивидуума и достигшей в наши дни глобального доминирования. Оно, это доминирование, парадоксальным образом обернулось отрицанием для человека и в нем самом всего человеческого, то есть этически приемлемого, или безопасного. Освободившись от «гнета» религии, прогрессивный мир стал погружаться в пучину тоталитарных общественных режимов: в XX веке — локальных и с «человеческим лицом», а в XXI — уже глобального и цифрового. В борьбе за равенство и политические свободы мы пришли к жесткому господству всевозможных меньшинств. В борьбе за свободу любви разрушили семью и брак и теперь тщимся восстановить разрушенное с помощью детей из пробирок. Отстаивая всеобщее право на образование, незаметно для себя уверовали в предпочтительность дешевой и ни к чему не обязывающей «дистанционки». И так далее.
Вопросом, почему и что не так с человеческой свободой, задается автор рецензии на книгу Кристиана Вельцеля «Рождение свободы». Возможно, один из ответов кроется в логике самой либеральной концепции, глубоко материалистичной и, как следствие, склонной к социал-дарвинизму. При таком подходе к человеку и обществу одни всегда оказываются «правее» других и готовы ради себя жертвовать другими. Эта логика просматривается даже там, где на первый взгляд преследуются благие цели. Например, у весьма серьезных авторов книги «Базовый доход. Радикальный проект для свободного общества и здоровой экономики», в которой анализируются всевозможные аспекты очередного акта «освобождения» человека — на сей раз от необходимости трудиться. Можно гадать, какой вклад подобная свобода внесет в развитие кризиса личности, но интерес тех, кто рассчитывает управлять процессом, уже очевиден: необходимо держать под контролем массовое высвобождение рабочих рук в результате грядущей всеобщей роботизации и цифровизации, а также снижения профессионального уровня людей, обученных дистанционно.