Когда-то на заре советской истории из страны высылались инженеры, потому что они проповедовали «буржуазную науку», и запрещалась генетика, потому что она противоречит «марксистской диалектике». Сегодня эти примеры идеологического абсурдизма, казалось бы, должны вызывать улыбку. Однако в другой части мира — Северной Америке — наступила культура предельной серьезности, и за неосторожную улыбку, как и за неправильные слова, можно поплатиться работой и социальным статусом. В России все это не может не вызывать в памяти образы недавнего прошлого. Но американская элита пошла дальше.
Сегодня под знаменами борьбы с расизмом в США активно переписываются академические программы и корректируются преподаваемые курсы. Новая идеологическая основа диктует ученым простой и до боли ясный тезис: движущей силой всего исторического процесса является расизм, расовая дискриминация, доминирование «белых», и именно это студенту нужно знать и с этим знанием жить. Снова в голове невольно всплывают знакомые слова: классовая борьба, отчуждение труда, буржуазия, эксплуатирующая трудящихся. Где-то мы все это уже слышали. Только с иным содержанием.
О том, почему американские университеты превращаются в новые идеологические кузницы, что стоит за антирасистской борьбой в США и как эта борьба может превратиться в новое геополитическое оружие, «Эксперт» поговорил с Александром Лукиным, руководителем департамента международных отношений и заведующим Международной лабораторией исследований мирового порядка и нового регионализма ВШЭ.
— Как получилось, что проблема расизма, которая активно обсуждается в США уже с шестидесятых годов прошлого века, сегодня вновь столь остро врезалась в повестку дня? Причем, как вы написали в своей недавней статье, на этот раз речь идет не только о протестах и усилении антирасистской риторики, вплоть до истерических эксцессов, но и о перелицовывании программ академических курсов. Политкорректности оказалось недостаточно?
— Скорее стоит говорить не о политкорректности, а о политике мультикультурализма, которая оказалась губительной для западной государственной модели. Дело в том, что в рамках концепции мультикультурализма считается, что все этнические культуры в рамках одного национального государства должны существовать автономно, вносить вклад в развитие друг друга, но ни в коем случае не смешиваться. И это как раз привело к появлению гетто в качестве особых зон проживания разных этнических групп. В Лондоне, например, есть африканские районы, есть районы китайские, пакистанские. То же самое есть и в США.