Nissan: инженерная адаптация для России

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
24 августа 2020, 00:00

Для адаптации автомобилей к условиям российского рынка японская компания Nissan с 2011 года развивает в России специально созданный инжиниринговый центр. О том, как российский инженерный потенциал помогает совершенствовать продукцию японской компании, рассказывает Норман Сноудон, директор по испытаниям и потребительской оценке Nissan Technical Center Russia (NTCE-R)

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ NISSAN
Норман Сноудон: «Решения нашего российского инженерного центра помогают совершенствовать автомобили Nissan также для японского и европейского рынков»
Читайте Monocle.ru в

Немногие ведущие мировые автомобильные компании, в том числе из Японии, имеют в России свои инженерные центры. Когда у Nissan в РФ появилась идея начать свои инженерные разработки?

— Еще в 2005 году в представительстве Nissan в России было создано инженерное подразделение со штатом из трех сотрудников; постепенно оно разрасталось. А в 2011-м, спустя два года после запуска в Санкт-Петербурге собственного завода, Nissan неподалеку от этих производственных мощностей открыл отдельный инженерный центр NTCE-R.

— С чем связано открытие отдельного инженерного центра Nissan в России?

— Это обусловлено необходимостью адаптировать автомобили Nissan к российским условиям эксплуатации, а также с процессом локализации выпуска комплектующих для нашего производства.

— Неужели условия эксплуатации автомобилей в России так сильно отличаются, например, от европейских, что для этого вашей компании потребовалось создавать отдельный инженерный центр?

— Да, безусловно, условия использования автомобилей в России имеют свою специфику, которая сильно отличается от других стран. Начать с окружающих условий: прежде всего это, конечно, климат, когда летом машина иногда должна выдерживать сильную жару, а зимой противостоять резко отрицательным температурам. Кроме того, Россия, увы, до сих пор не может похвастаться повсеместно хорошими дорогами, автомобилям приходится выдерживать удары на ямах, особенно после съезда с федеральных трасс. Мои коллеги из других стран иногда используют даже такое чисто российское понятие, как Dacha Road («дорога на дачу»), для Европы такой тип дорог считается сложным испытанием. Да и сами дороги в России очень разнообразны: в стране есть хорошие скоростные трассы или же извилистые горные серпантины где-нибудь в районе Сочи — везде наши автомобили должны чувствовать себя уверенно. Не стоит забывать и о характере российского вождения: у водителей в России более эмоциональный способ управления автомобилем с быстрыми перестроениями, торможениями и набором скорости. И под все эти особые условия мы адаптируем конструкцию наших автомобилей.

— Сколько человек работает в инженерном центре Nissan, какова его структура?

— Сейчас в NTCE-R работает порядка 80 человек, центр состоит из нескольких отделов, которые занимаются разработкой деталей кузова, шасси, электрики, электроники, программного обеспечения и прочих важных элементов автомобиля. Сотрудники этих отделов создают инженерные решения для производимых в России автомобилей Nissan. Мы также проводим обширную тестовую программу наших разработок: наши специалисты испытывают автомобили в самых сложных российских условиях — и в жарких степях, и в сильные морозы на Крайнем Севере, и в условиях высокогорья, что обеспечивает высокое качество проводимых нами работ.

— Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных решениях, созданных вашим инженерным центром. Как это изменило продукты Nissan в России, есть ли показательные примеры?

— Прежде всего стоит упомянуть нашу работу над ключевыми моделями Nissan для российского рынка — это производимые на нашем заводе обновленные кроссоверы Qashqai и Х-Trail. При подготовке к выпуску этих обновленных моделей перед нами стояла непростая задача — одновременно улучшить и управляемость, и комфорт подвесок автомобиля. Любой автомобильный инженер знает, что эти качества обычно находятся в противоречии, и вызов заключается в том, чтобы сделать на высоком уровне эти обе характеристики. В работе над обновленными Qashqai и Х-Trail мы разработали и внедрили ряд оригинальных инженерных решений. В частности, у автомобилей была уменьшена жесткость пружин, благодаря чему повысился комфорт при проезде средних и крупных неровностей. Одновременно мы увеличили жесткость стабилизаторов, за счет чего не только компенсировали более мягкие пружины, но и уменьшили крены, а также выровняли угловые жесткости передней и задней подвесок. Помимо этого мы перестроили у машин амортизаторы, что повысило плавность хода на всех типах неровностей. Как известно, неровные дороги могут создавать в подвеске повышенный шум, так что здесь мы тоже поработали: добавили в конструкцию амортизаторов демпфирующие пружины, которые работают на отходе отбоя. Пружины находятся в верхней части амортизатора, при движении штока вниз они во второй части хода снижают скорость, в конце хода получается более мягкий упор, благодаря чему нет удара и сопровождающего его звука. В результате такой доработки звуковой комфорт езды на автомобилях существенно повысился. Кстати, хочу отметить, что в европейских версиях этих моделей Nissan таких решений нет, они созданы специально для российского рынка.

В инженерном центре Nissan в России работают 80 специалистов, которые адаптируют к сложным российским условиям выпускаемые на заводе под Санкт-Петербургом японские автомобили 75-02.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ NISSAN
В инженерном центре Nissan в России работают 80 специалистов, которые адаптируют к сложным российским условиям выпускаемые на заводе под Санкт-Петербургом японские автомобили
ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ NISSAN

— Во время одного из последних тест-драйвов обновленных Х-Trail и Qashqai я обратил внимание, что у машин заметно повысилась информативность руля. При этом нам удалось покататься на Х-Trail для европейского рынка, и рулевое управление у него было не таким острым. Я также ощутил, что ускорение у европейского автомобиля на такое динамичное. Получается, вы разработали специальные инженерные решения для агрессивного российского стиля вождения?

— Да, российские водители особенно ценят динамику и хорошую управляемость, поэтому в обновленных Х-Trail и Qashqai у нас появилась новая рулевая колонка со шлицевым соединением, жесткость которого увеличена на 48 процентов. За счет этого решения рулевое управление стало намного точнее — как вы обратили внимание, у автомобиля действительно снизились задержки реакций, при этом нам удалось уменьшить фоновые усилия на руле. Дополнительно мы создали новую программную настройку к усилителю руля, благодаря которой стала более эффективно работать функция ARC (Auto Return Control), когда электроусилитель создает стабилизирующий момент: при возврате рулевого колеса после поворота руля усилитель как бы подхватывает и плавно возвращает колеса и руль в центральное положение. Что же касается динамики, что вы также справедливо отметили, то раньше у нас было много пожеланий сделать характер вариатора более динамичным. Поэтому мы разработали в коробке передач новый гидротрансформатор с более ранней и более жесткой степенью блокировки, что позволило сделать разгон более линейным и динамичным. Одновременно мы произвели новую калибровку двигателя, создали более острый отклик мотора на педаль газа.

— Много ли в штате NTCE-R российских специалистов? Как вы оцениваете потенциал российских инженеров в области автомобилестроения, насколько хорошее образование в этой области дают образовательные учреждения в РФ?

— Большинство сотрудников NTCE-R — это российские инженеры, которые обладают очень высокой квалификацией и решают действительно сложные задачи. Имея хорошее базовое образование, они получают хороший опыт в нашем центре. Об их высокой квалификации свидетельствует и тот факт, что некоторые российские специалисты нашего центра вовлечены в работу над технологичными решениями и для других инженерных центров Nissan, расположенных в Японии, Европе и других странах.

Как происходит сотрудничество инженеров российского центра с инженерами других центров Nissan в разных странах? Бывают ли случаи, когда идеи российского центра используются в продуктах Nissan для других рынков?

— У нас идет интенсивный обмен идеями с коллегами из других инженерных центров. Например, мы тесно сотрудничаем с NTCE, которые расположены в британском городе Крэнфилд, а также с инженерным центром Nissan в Барселоне. Наш головной центр разработок и исследований находится в японском городе Ацуги, и с ним мы, конечно, сотрудничаем особенно активно. Многие наши решения для российского рынка находят большой интерес — например, воспроизведение российской Dacha Road помогает совершенствовать автомобили Nissan для японского и европейского рынков.

— Каковы ближайшие планы развития вашего инженерного центра в России?

— Мы будем продолжать развивать наши инженерные компетенции в России, которые позволяют нашей компании производить конкурентные продукты. В частности, в ближайшее время мы планируем развивать тестовую инфраструктуру нашего центра — например, сейчас запускаем в работу специальную климатическую установку и усовершенствованные робототехнические испытательные системы. Глобально же компания Nissan сейчас уделяет много внимания системам NIM (Nissan Intelligent Mobility), куда входят электрификация нашего модельного ряда, внедрение систем автономного вождения, функций подключенности машин как к дорожной инфраструктуре, так и к другим участникам дорожного движения. Инженерный центр NTCE-R, безусловно, будет задействован в адаптации этих перспективных функций для российских покупателей автомобилей Nissan.