Импортозамещайте правильно

14 сентября 2020, 00:00

Цифровая модель самолета-амфибии, разработанная в компании «Аскон»

Частные компании — разработчики программного обеспечения, объединенные в ассоциации «Руссофт», — выступили против инициативы госкорпорации «Росатом», предложившей правительству сделать свою дочернюю компанию единственным поставщиком систем компьютерного моделирования для государственных структур и госкомпаний. Свою позицию участники рынка донесли до регулятора — Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (бывшее Минкомсвязи).

Речь идет о пакете программ «Логос», относящихся к классу CAE (Computer-aided engineering) или САПР (система автоматизированного проектирования), которые разработал Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ ВНИИЭФ). Это программное обеспечение для инженерного анализа и расчетов, моделирования физических процессов.

Системы автоматизированного проектирования разделяются на несколько уровней. Легкий подразумевает 2D-проектирование и черчение. Системы среднего уровня, самые популярные и распространенные, позволяют моделировать изделие в трех измерениях, и, наконец, так называемые тяжелые системы, которые предназначены для работы со сложными изделиями, состоящими из большого количества деталей, обеспечивают полный цикл создания изделия. Они применяются при проектировании самых сложных продуктов, например в судостроении или авиации.

Надо сказать, что в России нет собственного продукта, который мог бы полностью заменить иностранную систему «тяжелого» уровня. Однако, как говорят участники рынка, есть класс массовых расчетных задач, с которыми российские системы отлично справляются — и в машиностроении, и в строительном проектировании. Кроме того, отечественные разработчики обладают компетенциями в очень сложных узкоспециализированных расчетах. Например, компания «Тесис» рассчитала приводнение возвращаемого космического корабля «Федерация» (новое название — «Орел») с включенными двигателями. По словам технического директора компании Андрея Аксенова, такое «никто в мире смоделировать не сможет».

Несколько лет назад был создан консорциум разработчиков «РазвИТие», цель которого — создание российской «тяжелой» системы автоматизированного проектирования. В нее вошли уже упомянутая «Тесис», «Аскон», НТЦ АПМ, ADEM и «Эремекс». В конце прошлого года в интервью нашему журналу генеральный директор «Аскон» Максим Богданов говорил, что создание консорциума было результатом изменения геополитической обстановки, когда стало понятно, что «нужны эффективные отечественные альтернативы по многим важным и критическим с точки зрения безопасности направлениям, в том числе по инженерному программному обеспечению, то есть была осознана важность и необходимость импортозамещения».

Собственно говоря, и «Росатом» хочет «подсадить» госкомпании и ведомства на «Логос» в рамках импортозамещения. Что же касается наделения РФЯЦ ВНИИЭФ статусом единственного поставщика, то в госкорпорации утверждают, что это «ни в коей мере не является обязанностью для госкомпаний использовать исключительно наше решение, а дает заказчикам лишь право приобретения продукта в более короткие сроки по сравнению с конкурентными процедурами и не приводит к монополизации рынка систем математического моделирования». Тем не менее участники рынка видят в таком решении угрозу для развития отечественного ПО, поскольку сужение рынка, с одной стороны, ограничивает в развитии частных игроков, а с другой — отсутствие конкуренции демотивирует единственного игрока. В госсектор поставляются и зарубежные, и российские CAE-системы в соотношении 80 на 20 в пользу зарубежных. Объем этого рынка по итогам прошлого года составил 3,66 млрд рублей.

«Мы солидарны с госкорпорацией “Росатом” в том, что нужно искать пути для импортозамещения зарубежного инженерного ПО и CAE-систем как его части в критически значимых для страны отраслях, — говорит Максим Богданов. — Но предлагаем сместить акцент с преференций одному из разработчиков на широкую поддержку тех отечественных компаний, которые доказали свою состоятельность и уже сделали программные продукты, востребованные промышленными заказчиками».

По мнению Максима Богданова, с тем, чтобы реализовать взятый курс на импортозамещение, необходимо, с одной стороны, доработать законодательство, регулирующее госзакупки, а с другой — стимулировать переход на отечественные ИТ-системы через программы субсидирования промышленных предприятий различных отраслей или иные финансовые механизмы.