Утомительная эпопея выхода Великобритании из ЕС, тянувшаяся с мая 2015 года по февраль 2020-го, реанимировалась и вновь стала одной из центральных тем европейской политики. Если раньше англичане уходили не прощаясь, то на этот раз они долго и громко прощались, но не спешат покинуть европейский рынок.
Очередным камнем преткновения в отношениях Лондона и Брюсселя стал законопроект «О внутреннем рынке Соединенного Королевства», внесенный премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном в британский парламент. Помимо регламентации торговли между Англией, Шотландией, Уэльсом и Северной Ирландией законопроект содержит утверждение о верховенстве британского торгового законодательства над международным. Таким образом, Лондон может перечеркнуть задним числом все ранее достигнутые с Евросоюзом договоренности. Или, хуже того, заключить новое торговое соглашение с ЕС, а затем принять противоречащий ему закон.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен посоветовала Лондону выполнять взятые на себя обязательства. А Еврокомиссия приняла коммюнике, в котором пригрозила Великобритании санкциями в том случае, если до 1 октября ее правительство не отзовет скандальный законопроект. Раздражение чиновников ЕС легко понять: сначала Лондон нанес им моральное оскорбление, выразив желание покинуть их «прекрасный союз». Затем за моральными издержками последовали и материальные: уход Великобритании оставил в бюджете ЕС дыру в 75 млрд евро. И уход Лондона «из семьи», как назло, совпал с моментом, когда европейская экономика рухнула под тяжестью карантина, а дальние родственники с Ближнего Востока хлынули в Европу с новой силой.
Несмотря на грозные окрики из Брюсселя, Борис Джонсон продолжает сохранять английскую невозмутимость. Ему хорошо известно, что в большинстве случаев раскаты грома из Брюсселя приводят лишь к незначительным колебаниям молекул воздуха. Кроме того, после выхода из ЕС Великобритания получила соблазнительное предложение от США заключить «замечательную торговую сделку». Однако и на этом направлении Лондон не спешит: если Дональд Трамп проиграет предстоящие президентские выборы, то грош цена будет всем подписанным соглашениям. Борис Джонсон намерен подождать, заодно повышая ставки в предстоящих сложных торговых переговорах.