Министерство просвещения РФ не будет вводить обязательный для школьников ЕГЭ по иностранному языку с 2022 года. Экзамен можно будет сдать по желанию при необходимости представить его результат в приемную комиссию вуза. Изначально предполагалось, что школьники станут сдавать обязательный экзамен, выбрав один из языков: английский, немецкий, французский, испанский или китайский. Напомним, сейчас, чтобы получить школьный аттестат, надо сдать два обязательных ЕГЭ: по русскому языку и по математике (причем в базовом варианте). Еще пять лет назад математику разделили на два уровня: тем, кто не планирует поступать в вуз, где требуется математика, сдавать профильный экзамен не нужно. Теперь отказались еще от одного «усложнения». Введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку было призвано повысить внимание и мотивацию к соответствующему образованию, однако многие школы, особенно в регионах, не были способны обеспечить необходимый уровень обучения. В последние годы в министерстве надеялись, что этот уровень постепенно поднимется, но, видимо, этого не произошло. В Минпросвещения России также указывают, что за последние десятилетия характер взаимодействия детей с иностранными языками изменился: теперь английский якобы можно учить по фильмам и музыке. Впрочем, очевидно, что, следуя такой логике, серьезную квалификацию не получить: язык нужно учить, общаясь с носителями и учителями.
Сам по себе отказ от планов ввести обязательный языковой ЕГЭ вряд ли усугубит и без того значительное отставание российских выпускников от европейских. Но это решение вызвало неоднозначную реакцию в обществе и у экспертов. Одни сослались на нехватку учителей и заведомый провал такого обязательного экзамена, другие считают, что в современном глобальном мире без знания языков не добиться успеха и не найти высокооплачиваемую работу, а экономика страны потеряет в конкурентоспособности. Рассмотрим лишь один пример. В документах Минобрнауки уже давно прослеживается четкая линия на увеличение количества научных публикаций, индексируемых в международных базах данных (Scopus и Web of Science). Это определяет финансирование научных организаций. Понятно, что публиковаться в соответствующих журналах нужно на английском. По этому показателю наша страна сильно отстает от развитых стран и от многих развивающихся, особенно в гуманитарных дисциплинах. Даже в сфере глубокого обучения, как указано в аналитическом отчете о развитии искусственного интеллекта (Artificial Intelligence Index Report 2019, Стэнфордский университет), по публикациям Россия уступает таким странам, как Грузия, Эстония и Кипр. Мало кто сомневается в способностях российских айтишников, однако языковой барьер мешает многим из них выходить на международный уровень, и не только в науке. Чтобы хоть как-то «подтянуть» язык, они обращаются к онлайн-сервисам, набирающим все большую популярность. Но это не снимает ответственности со средней школы и государства.