В России продолжается интенсивный рост заболеваемости коронавирусом. По состоянию на 9 октября в России общее число инфицированных превысило 1,27 млн человек (это четвертый показатель в мире после США, Индии и Бразилии), в том числе продолжали бороться с болезнью (это в медицинской терминологии так называемые активные случаи) 240,6 тыс. человек.
Судя по оперативной статистике Роспотребнадзора, вторая волна эпидемии в регионах России начала проявляться еще в последней декаде августа. С тех пор число ежедневных новых регистраций инфекции за пределами Москвы увеличилось более чем вдвое — примерно с 4000 в сутки более чем до 8400, при том что максимум первой волны был зафиксирован 14 июня — 7358 человек.
Московская статистика заражений вызывает вопросы. Уж больно подозрителен абсолютно ровный участок траектории этого показателя с середины июля до середины сентября, когда новые случаи оперативно фиксировались в узком диапазоне 550–700 человек в сутки. И лишь в последние три недели суточная статистика COVID-19 в Москве начала быстро ухудшаться: в прошлый вторник число зараженных превысило 4000 человек (напомним, столичный максимум первой волны был зафиксирован 7 мая на уровне 6700). В соцсетях зачастили видео о вереницах «скорых» у приемных отделений ковид-больниц, было вновь развернуто два законсервированных летом госпиталя для пациентов с коронавирусом. Столичные власти отправили всех школьников города на двухнедельные каникулы, вводятся знакомые ограничения на перемещения в столичном общественном транспорте. Правда, пока мягкие. О цифровых пропусках речи пока не идет, но, если вал заражений не будет иссякать, такой сценарий исключать трудно.
Что касается смертности, то оперативная ежедневная статистика Роспотребнадзора существенно занижает количество реально умерших от коронавируса или в связи с ним. Примерно с полуторамесячным лагом Росстат начиная с апреля публикует подробную статистику количества летальных случаев, так или иначе связанных с COVID-19. Статведомство классифицирует эти случаи в соответствии с рекомендациями ВОЗ по четырем категориям. Первые две формируют группу, в которой коронавирус отнесен к основной причине смерти (в первой категории вирус идентифицирован тестами, во второй не идентифицирован тестами, но подтвержден клинической картиной болезни и найден при вскрытии тела). Третья категория включает в себя летальные исходы, когда COVID-19 не является основной причиной смерти, но оказал существенное влияние на развитие смертельных осложнений заболевания. Наконец, четвертая категория фиксирует тех несчастных, у которых хоть и был идентифицирован коронавирус, но он не оказал существенного влияния на развитие смертельных осложнений основного заболевания.
Итак, посмотрим, как соотносятся между собой надводная и подводная части «айсберга» статистики смертей от COVID-19 (помесячные данные сведены в таблицу). Если оперировать ежедневной статистикой Роспотребнадзора, то всего за пять месяцев, с апреля по август, в нашей стране от невидимого убийцы погибло 17,2 тыс. человек. Более полная росстатовская статистика, даже по первым трем из перечисленных выше четырех категорий смертей, прямо или косвенно связанных с патогенным влиянием коронавируса, дает оценку за тот же период в 32,5 тыс. трупов. Таким образом, оперативная статистика занижает — по объективным, подчеркнем, обстоятельствам — статистику смертности от COVID-19 примерно вдвое.
Но и это еще не все. Оперативные данные Росстата о естественном движении населения говорят о том, что общее количество умерших в стране в январе–августе текущего года составило 1285,2 тыс. человек, что на 71,7 тыс. больше, чем за тот же период прошлого года. И это при том, что по итогам первого квартала динамика количества смертей отставала от прошлогодней на 12,9 тыс. Таким образом, дополнительная (избыточная в сравнении с показателями 2019 года) смертность в апреле–августе нынешнего года составляет 84,6 тыс. человек и лишь 38% ее может быть напрямую связано с черной работой коронавируса. Остальной прирост вполне могли дать косвенные эффекты пандемии, в частности, неоказание или оказание ненадлежащей — или оказанной невовремя — медицинской помощи пациентам с другими тяжелыми диагнозами в связи с высокой нагрузкой на медицинскую сеть из-за COVID-19. А скольким старикам стоил жизни или серьезного ухудшения самочувствия режим самоизоляции, растянувшийся на несколько месяцев.
Что касается прогнозов развития событий, то уже на текущей неделе Россия превзойдет максимум первой волны по числу активных больных коронавирусом (245,6 тыс., зафиксирован 15 июня). Сбербанк на основе модельных расчетов ожидает пика нынешней волны эпидемии в целом по стране 8–12 ноября с числом новых случаев в диапазоне 16,9–23,3 тыс. (в зависимости от аккуратности соблюдения защитных предписаний докторов и властей). В Москве, судя по расчетам Сбербанка, пик второй волны может быть достигнут раньше, 17–24 октября, с достижением суточного числа новых случаев заражений диапазона 4,9–8 тыс. человек.