Евгения Обухова редактор отдела экономика и финансы «Монокль» 12 октября 2020, 00:00
IPO «Совкомфлота» прошло успешно, в том числе благодаря частным инвесторам. Но акции компании падают
Фото компании «Совкомфлот»
Арктические челночные танкеры «Штурман Овцын» и «Штурман Малыгин» компании «Совкомфлот» вывозят нефть с шельфовых месторождений
Читайте Monocle.ru в
На шесть миллиардов рублей акций «Совкомфлота» купили акционеры-физлица — таким образом они обеспечили 15% спроса на размещении. Все остальное пришлось на крупных инвесторов, примерно поровну российских и иностранных. Всего капитализация компании в результате IPO составила 250 млрд рублей, или около 3,2 млрд долларов. Даже несмотря на то, что размещение прошло по нижней границе ценового диапазона — по 105 рублей за бумагу, это все равно хороший результат. Во-первых, «Совкомфлот» в итоге получил больше денег, чем планировал: 550 млн долларов, а не 500 млн, на которые компания ориентировалась первоначально. Во-вторых, хотя по мультипликаторам «Совкомфлот» стоит значительно дешевле своих азиатских конкурентов, он немного дороже конкурентов, торгующихся в США (см. таблицу).
Тем не менее аллокация (удовлетворение заявок) составила 100%, а из 655 млн штук акций было выкуплено всего 408 млн (62%), остальное взяли на себя андеррайтеры — VTB Capital plc, «Сбер КИБ», Citigroup Global Markets Limited, J. P. Morgan Securities plc. и BofA Securities. То есть спрос был, но нельзя сказать, что чрезмерный: всем, кто подал заявки, удалось купить столько, сколько и просили. Для сравнения: во время SPO Сбербанка в 2012 году заявки российских инвесторов вообще не удовлетворялись, весь объем ушел иностранцам — так много было желающих.
Ледоколы и дивиденды
Основной плюс «Совкомфлота» как эмитента в его специализации: это один из ведущих мировых операторов по морской транспортировке углеводородов, сосредоточенный на работе в сложных ледовых условиях российской Арктики. У «Совкомфлота» один из крупнейших в мире (по числу судов и дедвейту) флотов челночных танкеров ледового класса, газовозов СПГ и ледокольных судов снабжения — 146 судов, еще 24 судна строятся по заказу компании и будут поставлены в 2020–2025 годах. Танкеры «Совкомфлота» вывозят нефть с российских (и не только шельфовых) месторождений, а его ледокольные суда снабжают морские платформы и буровые установки, предлагают допуслуги по разработке шельфовых месторождений — например, управление плавучими наливными хранилищами и логистическое сопровождение. Его ключевые партнеры — «НоваТЭК», «Газпром», «ЛУКойл», «Сахалин Энерджи», Shell, Total, Exxon, «Сибур» и т. д. — весь цвет российского нефтегаза, а офисы находятся в Москве, Новороссийске, Мурманске, на Дальнем Востоке, в Европе, включая Кипр, в Сингапуре и Дубае.
Полная версия этого материала доступна только подписчикам
Читать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Подписка за 0₽ в первый бесплатный месяц даёт доступ только к материалам выпусков, выходящих в течение этого месяца. Если вам нужен полный доступ к архиву, подписывайтесь на любой онлайн доступ от 390 рублей.