Недвижимость, которая строится в России, крайне однотипна. Новостройки разных компаний невозможно отличить друг от друга ни по фасадам, ни по концепции. Все воспроизводят один и тот же товар: жилье для типового усредненного человека. Студенческого и пенсионного жилья — сегментов, которые активно развиваются сегодня в мире, — в России еще нет. Как нет и новых гибридных форматов — например, полноценного микса жилья и отелей. Хотя кажется, что сегодняшнему все более сложно устроенному и разнообразному обществу должен соответствовать и больший спектр типов жилья.
Компания Becar — исключение из правил. Она специализируется на новых форматах недвижимости и, кажется, не умеет строить что-то стандартное. Becar строит коливинги и необычные отели в Москве, Санкт-Петербурге и Дубае, организовала сеть коворкингов по стране, инвестирует в микрожилье в США. Глава компании петербуржец Александр Шарапов, проживающий попеременно в Москве и Лондоне, видит свою миссию в трансфере новых форматов недвижимости и инноваций с Запада в Россию.
Что такое коливинги? Для чего нужны новые форматы недвижимости и как они связаны с цифровой экономикой? Какова доходность разных типов недвижимости? И в чем «отстающая» Россия почти на век опередила весь мир? Об этом и о многом другом мы поговорили с президентом Becar Asset Management Александром Шараповым.
— Что такое коливинг? Иногда говорят, что это просто «современная общага».
— Можно и так сказать, но это очень грубое сопоставление. По сравнению с общежитием в коливинге другой образ жизни и масса нового. Коворкинг и бар на первом этаже, большие общественные зоны и фитнес, прачечная, игровая, лекторий и кинотеатр, общая кухня, где можно готовить еду. В коливингах обычно постоянно работает ивент-менеджер. Организуется три-пять совместных мероприятий в день: от утренней пробежки и похода в кино до обсуждения какой-либо книги за бокалом.
— Когда появились коливинги? Как возникла эта идея?
— Активно строиться они начали лет шесть назад. Создатель первого коливинга The Collective Реза Мерчант так рассказывает о появлении идеи. В двадцать четыре года он закончил университет и покинул студенческие апартаменты. Студенческие общежития на Западе сильно отличаются от наших: комнаты там буквально по девять метров, с маленьким туалетом. Ему пришлось арендовать квартиру в Лондоне, покупать мебель, подушки, наволочки, зубные щетки и прочее. Три месяца были вырваны из жизни. Но когда с неприятной рутиной было закончено, Реза вдруг осознал, что жизнь его стала хуже, чем в общежитии: «Чтобы встретиться с друзьями, нужно куда-то звонить, о чем-то договариваться и куда-то ехать. Я оказался в девятнадцатом веке, хотя живу в двадцать первом». И тогда он понял, что нужно создать дом для молодых, где можно общаться, куда можно приехать из другого города с одним рюкзачком. Хотелось, чтобы в этом месте был сервис как в трехзвездочном отеле, но при этом долгосрочный договор, как при аренде обычной квартиры.