«Я уезжал в Германию не для того, чтобы поменять родину, а чтобы заработать денег. Заработал, технологиям научился и теперь внедряю их в России», — говорит владелец «Пластмасс Групп» Юрий Гребе.
Полимерные материалы, которые используются в различных деталях и механизмах трения-скольжения (подшипники, втулки и проч.) как замена традиционным материалам, таким как бронза, полиамид, фторопласт, стали в российской промышленности обычным явлением не сразу. Гребе начал возить их в Россию из Германии, которая традиционно лидировала в производстве инженерных пластиков для подшипников. «Когда в 2005 году я приехал сюда на легковой машине, набитой полимерными заготовками, на меня странно посмотрели на границе: а что ты будешь с этим здесь делать? — вспоминает Гребе. — Бронза — классный продукт, но она нужна не во всех узлах». Из килограмма инженерного пластика можно сделать в три раза больше деталей, чем из бронзы, они будут дешевле в два — два с половиной раза и не требуют периодической смазки.
По словам Гребе, на заводах с трудом соглашались попробовать новые материалы. После 2008 года ситуация резко изменилась: «В наших продажах произошел сильный рывок вперед, потому что вся Россия захотела, чтобы все работало долго и было дешево. Тогда с нами начали разговаривать».
В Германии Юрий Гребе оказался сразу после армии, уехав туда вслед за матерью (его семья из поволжских немцев). Проработав несколько месяцев на производстве, стал заниматься торговым бизнесом, в том числе с российскими партнерами. В последние годы его бизнес в Германии был связан с продажами полимерных материалов. Но открывать полноценное производство деталей из пластика он за границей не стал: «Я там не дома. Здесь мы обустроили производство за семь лет, а там это потребовало бы лет тридцать. А окупаемость в России — три-четыре года, если все сделано правильно. Россия — лучшая страна для такого завода, потому что здесь более дешевые энергоресурсы: в нашем производстве на них приходится 30 процентов себестоимости продукта. А еще, если в России люди видят, что ты стремишься к цели и стараешься сбить одну команду, то в основном это получается. А в Германии людям ничего не нужно, у них и так всё есть».
Немецкая компания Simona, импортирующая в Россию продукцию из инженерных пластиков, не видит возможности для открытия производства в России или локализации какой-то его части: «Ситуация на рынке не улучшается, и пока причин для инвестиций нет».
Время включать экструдер