Что губительней: раскол глобального рынка или отказ от капитализма?
У мировых медиа окончательно сбился прицел. Похоже, пандемия и предвыборная турбулентность в США напрочь затмили в медиаповестке очевидные признаки надвигающихся тектонических изменений в мире, инициируемых нарастающим противостоянием Китая и США.
Речь идет вот о чем.
С сентября транснациональные технологические гиганты Apple, Google и проч. начали процесс переноса производства из Китая и перестройки глобальных цепочек поставок, тем самым раскалывая мировой рынок надвое. Новая реальность национализма и торгового протекционизма раскалывает глобальный рынок на разрозненные децентрализованные цепочки поставок в Юго-Восточной Азии.
Для технологической индустрии это знаменует конец эпохи, когда продукты разрабатывались на Западе, а производились в промышленном центре Китая, на протяжении трех десятилетий предлагавшего оптимальное сочетание затрат и человеческих ресурсов с инфраструктурой и качеством производства.
В отрасли уже начался процесс массовой миграции производств и перестройки цепочек поставок. Американские мегабренды уровня Apple планируют вывести из Китая от 15 до 30% общего объема производства, что эквивалентно их поставкам в США. Производство серверов для дата-центров Google, Amazon и Facebook перенесено на Тайвань — два года назад все такие серверы производились в Китае.
Следуя настоятельным рекомендациям правительства США, из Китая уходят и их азиатские партнеры. Например, Samsung Electronics закрыла свои последние сборочные производства смартфонов в Китае, чтобы полностью переключиться на Вьетнам и Индию.
В качестве ответной меры Китай в сентябре опубликовал документ под названием «Мнение об усилении работы единого фронта частной экономики в новую эру», предполагающий углубление «военно-гражданского слияния» требованием от частных компаний вести себя в соответствии с политическими и идеологическими целями государства.
Этот документ расширяет положения, уже сформулированные в двух законах: Законе о кибербезопасности 2016 года и Законе о национальной разведке 2017 года. В обоих законах есть требование, чтобы все предприятия помогали в работе национальной безопасности и разведки, но при этом держали подобную деятельность в секрете. Главная цель этой деятельности — получение из всех доступных источников интеллектуальной собственности и технологий, необходимых для превращения к 2049 году армии Китая в «армию мирового класса».