«Если тебе кажется, что все под контролем, то ты недостаточно быстро едешь».
Марио Андретти, чемпион мира по автогонкам
Компания Google, создатель крупнейшей поисковой системы, регулярно выводит на рынок новые продукты. К настоящему времени Google запустил 44 проекта, среди которых и такие популярные, как YouTube, Gmail и Google Maps, и не самые общеизвестные, например Art Project, Google Keep или Blogger. Авторы книги «Как работает Google» Эрик Шмидт и Джонатан Розенберг пришли в компанию в 2001 году, Шмидт — в качестве председателя совета директоров и главного исполнительного директора, Розенберг — как старший вице-президент по продуктам. Вместе они модернизировали структуру компании и привнесли в нее новые идеи и ценности, что позволило Google на протяжении многих лет поддерживать свой статус среди компаний «большой четверки».
Шмидт и Розенберг внедрили в Google инструменты, которые позволили создать команду свободномыслящих талантливых креативщиков, которые обладают свободой действий в разработке и внедрении продуктов на рынок. Однако при этом риски для компании остаются минимальными: активное инвестирование в маркетинг и дальнейшее развитие начинается только на том этапе, когда успех запуска становится почти очевидным. Google видится своего рода творческим хабом, с хаотичной структурой команды, но четкими финансовыми управленческими решениями. И это дает невероятные результаты.
В прошлом столетии управленческие процессы компаний базировались на идее, что только высшее руководство может обладать достаточной информацией для принятия решения. Цена ошибки была высока, и для снижения возможных рисков была выстроена структура «командования и управления», где информация стекается снизу вверх от всех подразделений, а конечные решения поступают команде сверху вниз — от руководства, консолидирующего информацию в своих руках. Такой подход приводит к высоким транзакционным издержкам, но значительно уменьшает шансы провала. И такой подход больше не работает.
В XXI веке развитие технологий происходит значительно быстрее, а конкурентное преимущество перестало быть столь значимым фактором, так как новые технологии перенимаются конкурентными фирмами с невероятной скоростью. В связи с этим порог «выхода» потребителя снизился, и удержать клиента теперь сложнее, чем несколько десятилетий и даже лет назад. Трансформация происходит ежедневно, и темпы развития компании должны быть многократными. Шмидт и Розенберг в своей книге предлагают ряд идей, способствующих решению этой задачи. Основные столпы — команда, инновация и трансформация.