Начало проведения более или менее осмысленной государственной промышленной политики в России может быть отнесено к 2005 году. Тогда был запущен режим промышленной сборки для иностранных автопроизводителей, созданы первые особые экономические зоны промышленно-производственного типа в Липецке и Елабуге. За первые четыре года действия режима промсборки десять глобальных автоконцернов открыли сборочные заводы в России. Первые ОЭЗ стали хорошими моделями индустриальных парков, побудив корпорации развития и частные девелоперские компании тиражировать проекты создания производственной инфраструктуры этого типа в разных регионах.
Примерно с 2010 года Минпромторг России приступил к разработке и реализации межотраслевой (горизонтальной) промышленной политики в дополнение к отраслевой. Началось усовершенствование госполитики по развитию индустриальных и технопарков, промышленных кластеров. В последние годы наблюдается еще одна тенденция: меры, ориентированные на активное импортозамещение, дополняются усилиями по наращиванию несырьевого экспорта. И это разумно, если иметь в виду цель устойчивого развития экономики при обеспечении национальной безопасности.
Для дальнейшего развития государственной промышленной политики России было бы полезно использовать опыт промышленного развития ряда азиатских государств со второй половины ХХ века. Хочу отметить четыре направления.
Во-первых, промышленная политика — это не просто набор программ по поддержанию, возрождению или развитию отдельных секторов промышленности. Промышленная политика является частью комплексной стратегии развития страны и формулируется при тщательном прогнозировании изменения сравнительных преимуществ национальной экономики и международной среды, в которую эта экономика погружена. Промышленная политика имеет целью формировать такие изменения в производственной структуре, которые повысят конкурентоспособность экономики страны в глобальном контексте.
Именно такому подходу соответствовала политика Министерства внешней торговли и промышленности Японии в период высоких темпов роста 1960-х и 1970-х годов. Основные товары экспорта Японии с течением времени гибко менялись — от текстиля к стали и от судостроения к электронике.
Во-вторых, кажется, что промышленная политика России в основном делает упор на развитие предприятий, занимающихся конечным процессом производства, многие из которых являются крупными компаниями. В действительности конкурентоспособность многих таких предприятий зависит от уровня конкурентоспособности поставщиков компонентов и деталей для них, и не наоборот. Поэтому жизненно важно развивать самостоятельных поставщиков компонентов с квалифицированным персоналом, владеющим базовыми технологиями обработки и способным непрерывно производить продукцию высокого качества по сравнительно низкой цене. При разработке государственной политики важно сосредоточить внимание на создании промышленных агломераций с акцентом на развитие отечественных производителей, конкурентоспособных в международном контексте в области производства компонентов и обработки материалов.