Китай не спасет мировую экономику

Андрей Островский
2 ноября 2020, 00:00

Китай окажется единственной крупной экономикой, которая покажет рост ВВП по итогам пандемического 2020 года. Но значимо поддержать глобальную экономику КНР не сможет. Страна делает все большую ставку на развитие внутреннего рынка, экспортная квота продолжит сокращаться

WU HONG/EPA
Китай пока избежал повторной вспышки эпидемии коронавируса. Экономика страны быстро восстанавливается после провала в первом квартале 2020 года
Читайте Monocle.ru в

Экономика Китая энергично восстанавливается после кризиса. Пик кризиса, вызванного эпидемией коронавируса и принятием жестких карантинных мер, пришелся на первый квартал 2020-го, когда ВВП Китая сократился на 6,8% (китайская экономика ушла в минус впервые с 1992 года). Во втором квартале рост ВВП составил 3,2% (к апрелю–июню 2019 года), а в третьем квартале, согласно только что вышедшим данным Главного статистического управления (ГСУ) КНР, рост ускорился до 4,9%. В результате по итогам трех кварталов текущего года экономика Китая показала небольшой плюс: 0,7% к январю–сентябрю 2019 года.

По различным экспертным оценкам, прирост ВВП Китая по итогам 2020-го оценивается в диапазоне 1–4% годовых. Китайская экономика будет единственной среди экономик крупных стран, которая останется в зоне положительных темпов роста. Согласно предварительным данным МВФ, в результате эпидемии коронавируса падение ВВП в 2020 году составило в Европе 8,3%, в США — 4,3%, что связано с более высокой долей сферы услуг в ВВП этих стран по сравнению с КНР.

Быстрое восстановление Китая ставит на повестку дня ряд вопросов. Какой ущерб понесла китайская экономика в результате разразившейся эпидемии? Какие отрасли экономики и территории страны понесли наибольшие потери? Какие меры приняло китайское руководство для ликвидации последствий коронавируса? И наконец, пожалуй, самый животрепещущий вопрос для некитайцев: будет ли способен Китай значимо поддержать динамику глобальной экономики и выступить, как это не раз бывало в прошлом, локомотивом для других центров экономической силы в мире?

Удар по мелкому частнику

В наибольшей степени от эпидемии и жесткого карантина предсказуемо пострадал эпицентр бедствия — центральная провинция КНР Хубэй со столицей Ухань. Она находится в самом центре страны, через нее проходят основные транспортные коммуникации с севера на юг (железная дорога и автомобильная трасса Пекин — Гуанчжоу) и с запада на восток (основная водная артерия страны, река Янцзы). Там в столице провинции Ухане был впервые обнаружен коронавирус и большое количество заболевших. Затем эпидемия постепенно перекинулась на крупные города и наиболее развитые приморские провинции по системе транспортных коммуникаций.

Если рассматривать категории предприятий, то сложившая в результате эпидемии коронавируса ситуация в наибольшей степени затронула средние, малые и микропредприятия, а также предприятия индивидуального и частного секторов. Роль частного бизнеса в китайской экономике описывается формулой «5–6–7–8–9», которая означает, что на частный сектор приходится более 50% налогов, 60% ВВП Китая, 70% технических инноваций, 80% занятых в городе и на селе и 90% общего количества предприятий.

В целом анализ экономических потерь за первые три квартала 2020 года, согласно данным ГСУ КНР по отраслям экономики и масштабам предприятий, показал, что наибольшие потери вплоть до банкротства понесли самые мелкие предприятия в сфере общественного питания (минус 19,1%), оптовой и розничной торговли (минус 4,2%), а наименьшие — крупные государственные предприятия в промышленности, капитальном строительстве и сфере сельского хозяйства. Более того, за первый–третий кварталы 2020 года был достигнут прирост в сельском хозяйстве —2,4%, промышленности — 0,7%, строительстве — 2,0%, финансах — 7,0% и в сфере информационных технологий — 15,9%.

По отраслям экономики наибольшие потери пришлись на аренду помещений и предприятия общественного питания — 88% падения доходов, строительство — 81,9%, недвижимость, обрабатывающая промышленность, коммерческие услуги, транспорт, передача информации, программное обеспечение — падение доходов составило более 80%.

Меры господдержки

Для поддержки пострадавших компаний после эпидемии коронавируса правительство КНР снизило ставку налога на добавленную стоимость, а также ставки страхования по старости для рабочих и служащих компаний. Было анонсировано снижение налогов и сборов на сумму 500 млрд юаней. Всем малым предприятиям, микропредприятиям и индивидуальным предприятиям была предоставлена отсрочка взносов по подоходному налогу не только на текущий год, но и на 2021-й. Новый объем снижения налогов и сборов должен превысить 2,5 трлн юаней (примерно 25 трлн рублей по текущему курсу рубля к юаню).

Как оказалось, одним из основных путей восстановления средних, малых и микропредприятий стала организация финансирования производства после завершения карантина. По данным китайской статистики, различные финансовые учреждения сдвинули истекающие сроки возвращения капиталов с 25 января по 15 мая на сумму 1,28 трлн юаней. Эти меры затронули 750 тыс. должников и 1,578 млн ранее выданных кредитов.

В начале июня на заседании постоянного комитета Госсовета КНР премьер Ли Кэцян сообщил о выделении из бюджета дополнительных двух триллионов юаней и передаче их напрямую в распоряжение пострадавших от коронавируса городов и уездов. Более того, расходная часть бюджета центрального правительства на 2020 год была дополнительно увеличена на два триллиона юаней, а общий объем планируемого дефицита — на триллион юаней. Вдобавок были выпущены специальные государственные облигации на один триллион юаней для финансирования борьбы с эпидемией. Ли Кэцян отметил, что дополнительные два триллиона юаней предназначены для того, чтобы местные власти смогли принять меры по оказанию помощи пострадавшим предпринимателям, а также на развитие инфраструктуры здравоохранения. Министерство финансов КНР создало механизм специальных трансфертных платежей для обеспечения быстрого перевода дополнительных финансовых активов для местных властей.

В ряде пострадавших провинций до 31 декабря 2020 года все индивидуальные предприниматели, малые предприятия и микропредприятия были освобождены от всех налогов и сборов. При этом владельцам недвижимости было дано указание вдвое снизить арендную плату за снимаемые помещения для компаний в таких сферах, как транспорт, общественное питание, туризм. Местные власти должны предоставить владельцам этих компаний субсидии либо снизить или даже освободить от налогов и сборов средние, малые и микропредприятия. Как показали данные опроса китайских предпринимателей, наиболее предпочтительной мерой для бизнеса стало снижение налогов и освобождение от налогов и сборов. В результате принятых мер уже к 18 мая 2020 года в Китае коэффициент возобновления производства средних и малых предприятий достиг 91%.

В результате принятых мер уже во втором квартале 2020 года китайский ВВП вырос на 3,2%. При этом в ряде отраслей начали расти макроэкономические показатели, как показано в таблице 2. Во втором квартале 2020 года темпы роста добавленной стоимости в крупной промышленности составили 4,4%, в сфере розничного товарооборота — минус 1,8%, инвестиции в основные производственные фонды — минус 3,1%, в экспортно-импортной торговле — минус 0,2%.

При плане создать девять миллионов новых рабочих мест за год к концу июня в городах и поселках было создано 5,64 млн новых рабочих мест, что составило 62,7% плана по трудоустройству на 2020 год. Безработица в городах и поселках составляла 5,7%, что оказалось ниже прогнозируемого показателя 6%. Однако уже в третьем квартале в большинстве отраслей экономики КНР рост полностью восстановился (за исключением транспорта, складского дела и общественного питания).

Китай и мир

Глобальная экономическая ситуация в мире и степень возобновления внешнего спроса оказывает серьезное влияние на экономику Китая. По оценкам китайских экономистов, существуют три сценария развития китайской экономики (см. таблицу 3).

Реалистический сценарий. Рост ВВП в третьем квартале может составить 6%, а прирост ВВП в 2020 году не превысит 2,5%; в этом случае ВВП страны составит 101–102 трлн юаней. Согласно пессимистическому сценарию, затянувшаяся эпидемия приведет к заметному снижению глобального спроса на китайскую продукцию, прирост ВВП в третьем и четвертом кварталах 2020 года останется на низком уровне, а экономический рост по итогам года не превысит 1% ВВП. В таком случае объем ВВП в 2020 году с трудом может выйти на отметку 100 трлн юаней. В оптимистическом сценарии эпидемия пойдет на спад, появится внешний спрос и дадут результат позитивные меры, предложенные на сессии Всекитайского собрания народных представителей в июне. В таком случае произойдет возврат к прежним темпам роста ВВП, что в годовом исчислении составит примерно 3,5%, а объем ВВП в 2020 году может составить 102–103 трлн юаней.

Как показывают данные ГСУ КНР по итогам третьего квартала 2020 года, развитие экономики КНР, судя по всему, пойдет по оптимистическому варианту, если до конца года не произойдут какие-либо неожиданные события в экономике и политике. Уже восстанавливается уровень производства предшествующего года, однако по-прежнему сохраняются последствия эпидемии коронавируса для микропредприятий, малых и частных предприятий, а также для состояния местных и центрального бюджетов в результате предоставления этим предприятиям различных льгот в виде отсрочки или даже отмены налоговых платежей на 2020 год, выдачи кредитов пострадавшим предприятиям кредитов из бюджетов.

Однако не сразу будет восстановлен экспортный потенциал китайских предприятий, что неминуемо окажет воздействие на развитие внешнеторговых связей в текущем году. В частности, по итогам третьего квартала уже произошел рост экспорта китайской продукции на 1,8%, но так и не восстановился объем импорта по сравнению с 2019 годом (падение на 0,6%), что связано с состоянием не только китайской, но и всей мировой экономики в условиях коронавируса. Это оказывает влияние на глобальную экономику, поскольку КНР занимает первое место в мире по объему экспорта и второе — по объему импорта. Единственная точка роста, где в обозримом будущем можно ждать значительного увеличения экспорта продукции, — производство услуг и продукции в сфере новых и высоких технологий, в частности производство полупроводниковых чипов и услуг в сфере ИТ, где прирост cоставил 15,9% во втором квартале и 18,8% — за три квартала 2020 года (см. таблицу 2). Данные по приросту экспорта и производства по отраслям не дают оснований сделать выводы о возможности Китая поддержать развитие мировой экономики в целом.

Как следует из таблицы 4 и отдельных промежуточных данных за 2020 год, мировой экономике не следует рассчитывать на экспорт из Китая. Объем экспорта в натуральных показателях неуклонно снижается, за исключением интегральных схем, а доля этой позиции увеличивается в основном благодаря росту цен на нее. Отдельные данные за 2020 год эту тенденцию подтверждают.

В октябре 2020 года состоялся пленум ЦК КПК, на котором обсуждались задачи новой 14-й пятилетки (2021–2015). Пленум проходил в закрытом режиме, но по его итогам было опубликовано краткое коммюнике, в котором генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин заявил о новом экономическом курсе на «двойную циркуляцию» — не закрываться от внешнего мира и в то же время переориентировать экономику на внутренний рынок. Это означает, что за годы 14-й пятилетки будет и дальше снижаться экспортная квота, уже сжавшаяся вдвое — с 36% в середине 2000-х годов до 18% в 2019-м. При этом Китай будет производить все больше товаров и услуг для расширяющегося внутреннего рынка, который будет увеличиваться как за счет сельского населения, так и среднего класса, насчитывающего сейчас свыше 400 млн человек.