В порту Мурманска поднят флаг России на ледоколе «Арктика». Самый мощный в мире атомный ледокол, головное судно проекта 22220, после успешных ледовых испытаний вошел в состав российского атомного флота.
Гигант водоизмещением 33,5 тыс. тонн приводят в движение два атомных реактора РИТМ-200 мощностью 175 МВт каждый (достаточно для энергоснабжения небольшого города), он может пробивать лед толщиной до трех метров.
Сегодня в акватории Северного морского пути (СМП) работают четыре атомных ледокола: «Ямал», «50 лет Победы», «Вайгач» и «Таймыр». Есть и вспомогательные дизельные ледоколы, некоторые из них ведут проводку в арктических портах (сводную таблицу «Морской ледокольный флот России» см. в статье «Панда на полюсе», «Эксперт» № 34 за 2019 год). Функции каждого из них определяются ледовым классом судна. Через сплошное ледяное поле толще двух метров могут пройти только ледоколы класса Icebreaker9. У России таких было два, «Ямал» и «50 лет Победы». «Арктика» стала третьим.
Проект строительства ледоколов этой серии стартовал в 2013 году. К 2024 году исполнитель контракта Балтийский завод в Санкт-Петербурге должен изготовить еще четыре судна этого проекта – «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка».
Но этим планы наращивания Россией ледокольного флота не исчерпываются. Главными на восточном плече СМП станут атомоходы «Лидер» — три уникальные по мощности (120 МВт) машины проекта 10510 должны встать в строй в 2027, 2030 и 2034 годах соответственно. Шестого июля текущего года на верфи «Звезда» в Приморском крае стартовало строительство головного ледокола серии, получившего название «Россия».
Программа усиления ледокольного флота порождена необходимостью вывоза природных ресурсов Арктики по СМП. Уже запущены либо находятся в стадии разработки целый ряд амбициозных проектов по освоению заполярных недр.