Trafigura добавилась в «Восток Ойл» первой

23 ноября 2020, 00:00
СЕМЕНА МАЙ СТЕРМАНА /ИТАР-ТАСС
Вывозить нефть нового проекта планируется по Северному морскому пути как на европейские рынки, так и на азиатские

Перспективный таймырский проект «Роснефти» «Восток Ойл» получил первого иностранного акционера. На прошлой неделе совет директоров нефтяной компании одобрил продажу 10% в проекте одному из крупнейших мировых трейдеров Trafigura. И это, как предполагается, только первая ласточка: скорее всего, «Роснефть» не остановится на этом и будет привлекать и других инвесторов, сохранив, правда, при этом контроль за собой.

Сумма сделки с Trafigura не раскрывается. Учитывая масштабы проекта (запасы жидких углеводородов составляют 6 млрд тонн, легкая малосернистая нефть превосходит по характеристикам Brent), его оценивают в диапазоне от 50 до 80 млрд долларов. Аналитики «Атона» считают, что 10% в «Восток Ойле» можно оценить в семь-восемь миллиардов долларов, что составляет порядка 11–13% капитализации «Роснефти».

Дополнительную привлекательность проекту придают льготы по уплате НДПИ, установленные правительством для арктических проектов «Роснефти». Как сообщал «Интерфакс» со ссылкой на проект поправок в Налоговый кодекс РФ, правительство намерено скорректировать ранее принятые решения по предоставлению льгот: если до этого вычет по НДПИ с целью компенсации затрат на развитие инфраструктуры предоставляли при цене нефти, заложенной в бюджет (в 2020 году это 42,45 доллара за баррель), то в условиях падения цены на нефть эта планка может быть снижена до 25 долларов за баррель.

Александр Осин из «Фридом Финанс» полагает, что за счет реализации проекта добыча «Роснефти» вырастет в 2024 году на 25 млн тонн, в 2027-м — на 50 млн, а в итоге на 115 млн тонн в 2030 году. Для сравнения: по итогам 2019 года компания добыла 230,2 млн тонн жидких углеводородов.

«Восток Ойл» включает в себя 15 месторождений Ванкорского кластера, Западно-Иркинский участок, Пайяхскую группу месторождений (ее контролирует компания «Нефтегазхолдинг» бывшего топ-менеджера «Роснефти» Эдуарда Худайнатова) и месторождения Восточно-Таймырского кластера.

Проект предполагает также строительство завода СПГ ориентировочной мощностью 30–50 млн тонн сжиженного газа в год. Для этого, правда, «Роснефти» сначала придется получить лицензии на разработку ряда газовых месторождений на севере Красноярского края. Впрочем, как сообщалось ранее, условия аукционов по двум участкам, Дерябинскому и Турковскому, составлены так, что их требованиям удовлетворяет только «Роснефть». Сами аукционы планируется провести до конца текущего года.

Вывозить все это богатство планируется по Северному морскому пути как на европейские рынки, так и на азиатские. В регионе построят порт Бухта Север, через который помимо нефти и газа будут также ежегодно отгружать 50 млн тонн угля. Для обеспечения перевозок продукции судостроительной верфи «Звезда» (входит в периметр «Роснефти») уже заказали десять танкеров ледового класса дедвейтом 120 тыс. тонн, адаптированных для работы на Севморпути. Всего же для проекта построят 50 судов различного класса.

Поскольку проект реализуется, что называется, в чистом поле, между «Роснефтью» и «Интер РАО» заключено соглашение, которое предполагает строительство энергетической инфраструктуры: объектов генерации мощностью 2,5 ГВт и более 3500 км линий электропередачи.

Совет директоров «Роснефти» одобрил заключение долгосрочного контракта на поставку 100 буровых установок, предназначенных для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Кто станет поставщиком по этому контракту, пока не определено: срок приема заявок заканчивается в середине января следующего года. «Роснефть» также ведет переговоры с поставщиками машин и оборудования — в частности, достигнута договоренность с КамАЗом о поставке транспортной и спецтехники. На первом этапе потребность компании составляет порядка 2500 единиц. В последующем она может вырасти до 6000.

«Роснефть», ссылаясь на расчеты специалистов Института прогнозирования РАН, подчеркивает, что реализация проекта «Восток Ойл» создает стимулы для локализации в России производства высокотехнологичного оборудования и может обеспечить долговременный прирост внутреннего спроса в размере 2% ВВП в год.

Trafigura — давний партнер «Роснефти». Помимо того что «Роснефть» реализует часть своей продукции Trafigura, компании — партнеры в индийской Nayara Energy. Последней принадлежит второй по объемам производства — 20 млн тонн в год — НПЗ в Индии и крупная сеть автозаправочных станций.

Индию же рассматривают и как потенциального партнера в «Восток Ойле». Как известно, ряд индийских компаний являются партнерами «Роснефти» в нескольких проектах. В том числе в 2016 году они выкупили 49,9% акций «дочки» «Роснефти» компании «Ванкорнефть».

Глава «Роснефти» Игорь Сечин представил проект «Восток Ойл» индийскому бизнесу и властям еще в октябре прошлого года.