Я бы не стал говорить о реформе институтов развития (ИР) как состоявшемся факте. Организационная перегруппировка займет долгое время и, возможно, позволит решить только одну из трех проблем ИР — неполноту инструментов инвестиционной деятельности для выполнения их миссий. В то же время она не решает исключительно важный вопрос формирования достаточной базы пассивов этих институтов для поддержки долгосрочного развития.
Представляется, что наиболее прямолинейным действием в рамках объявленной реорганизации является интеграция Российской венчурной компании (РВК) в Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Здесь совпадают организационно-правовые формы обеих компаний — акционерные общества в федеральной собственности, созданные распоряжениями правительства. Стратегические замыслы инвестиционной деятельности компаний тоже совпадают: они ориентированы на прямые инвестиции в российские проекты, сделки, предоставляя субсуверенное софинансирование. Обе компании сфокусированы на организации акционерного финансирования. Для привлечения инвестиционных ресурсов они используют совпадающие подходы — закрытые паевые инвестиционные фонды, договоры инвестиционного товарищества, инвестиционные фонды в иностранных юрисдикциях, соглашения о соинвестировании. При этом в своих последних фондах для НТИ РВК декларирует себя не столько как фонд фондов, но и как прямой организатор управления этими фондами, что практически совпадает с подходами РФПИ. Одновременно инвесторская база, успешно развитая РФПИ, имеет аппетит к российским инновационным компаниям. Наконец, при выходе из инвестиций в обоих случаях в качестве весьма вероятного варианта может быть продажа части пакета на иностранных рынках. В результате объединения РФПИ и РВК эти синергии могут быть реализованы, инструментами акционерного софинансирования будет охвачен весь инвестиционный и инновационный цикл. Серьезным усилением этой группы станет формирование значительной базы капитала под ее управлением за счет российских частных источников в случае создания так называемого фонда фондов прямых инвестиций, которое недавно обсуждалось на встрече президента с правлением РСПП.
Существенно более проблемной кажется задача развития группы институтов развития вокруг госкорпорации ВЭБ.РФ. В эту группу попали институты, в большинстве своем созданные в форме госкорпораций или некоммерческих организаций на основе специальных законов или законов о бюджете. Стратегическими замыслами этих институтов являются городское и инфраструктурные развитие (ВЭБ.РФ, «Дом.РФ») и поддержка предпринимательства (МСП, РЭЦ, «Сколково», ФРП). Основные формы их инвестиционной деятельности — долговое финансирование, поддержка кредитоспособности инвестиционных проектов и предоставление нефинансового содействия. Источники финансовых ресурсов — капитализация из бюджета и привлечение долга на рынках капитала при той или иной поддержке государства и регуляторном содействии ЦБ РФ.