— Французская компания Michelin пришла в Россию еще в начале двадцатого века. Как вы оцениваете деятельность компании на российском рынке в последние годы?
— Действительно, история Michelin в России насчитывает более ста лет и включает в себя множество интересных событий и ключевых этапов развития. Сейчас компания продолжает свое устойчивое развитие в России, предлагая рынку высококачественный и технологичный продукт, а также персонализированные услуги в сфере мобильности. Michelin — это гораздо больше, чем шины. Мир меняется, и мы тоже эволюционируем, становимся более гибкими и реактивными, предлагая сервисные и цифровые решения. В бизнесе перевозок, например, это комплексный подход к повышению конкурентоспособности: снижение операционных расходов автопарка и получение дополнительной прибыли за счет топливной экономичности и надежности шин Michelin.
— Как вы в целом оцениваете российский шинный рынок? Как на нем сказывается сокращение продаж новых автомобилей?
— На российский шинный рынок сильно повлияло снижение мобильности в период наиболее жестких ограничений пандемии, в апреле–мае — в традиционно наиболее активный период спроса на летние шины. Тем не менее последние месяцы мы наблюдаем начало восстановления продаж и реализацию отложенного спроса не только на шины, но и на автомобили. Разумеется, в текущей ситуации трудно ожидать возврата к объемам прошлого года, однако стоит отметить тенденцию рационализации потребления, когда покупка товаров длительного пользования рассматривается как инвестиция и на первый план выходит способность покупки нести более высокую ценность на долгосрочную перспективу.
— На какие продукты вы делаете ставку в своем развитии, какие рыночные ниши вам видятся наиболее перспективными?
— Прежде всего мы учитываем особенности российского рынка, ориентируемся на потребности наших клиентов, разрабатывая шины с использованием передовых технологий Michelin. Это и шины для суровых зим в потребительском сегменте, и шины, устойчивые к различным дорожным условиям, если мы говорим о грузоперевозках. В каждом сегменте есть свои особенности, и мы учитываем их, стремясь проявлять максимально внимательное отношение к нашим клиентам. Так, в горнодобывающем сегменте мы предлагаем систему мониторинга шин, чтобы отслеживать их состояние на всех этапах: не просто базовую систему для контроля температуры и давления в шинах, а целую комплексную платформу для отслеживания работы шин и условий на рабочей площадке в режиме реального времени. В сфере сельского хозяйства это инновационная технология Michelin Ultraflex, которая помогает сохранять агрономический потенциал почвы и снижает эксплуатационные расходы.
Мы активно развиваем сервисные предложения, чтобы предоставить рынку и высокотехнологичные продукты, и комплексное решение бизнес-задач.
— Как развивается производство Michelin в России? Правда ли, что часть продукции с этого предприятия отправляется на экспорт в другие страны?
— Компания Michelin стала первым иностранным шинным производителем, открывшим в России собственное производство. С 2004 года производственная площадка в подмосковном Давыдово развивается постоянно с точки зрения как типа продукции, так и технологических процессов. Кроме того, с 2013 года на территории промышленной площадки действует современный логистический комплекс «Мир» площадью 20 тысяч квадратных метров. Безусловно, завод ориентирован прежде всего на растущие потребности шинного рынка России, но при этом мы экспортируем шины в страны Скандинавии и Северной Америки. В России также находится крупнейший цех по ошиповке, поэтому большая часть шин для Северной Европы шипуется именно у нас. Важно отметить, что сегодня российский завод Michelin в числе лучших предприятий по показателю клиентоориентированности, безопасности и качеству.
— Насколько локализована ваша продукция в России? Отличается ли российская шина от шин, произведенных на других заводах Michelin?
— Российский завод в Давыдово — это часть групповой сети, которая сегодня включает в себя 69 производственных площадок по всему миру. Конечно, производство в России позволяет нам быстрее реагировать на потребности локального рынка, при этом мы используем и ресурсы других заводов. На всех заводах Michelin действуют одинаковые стандарты качества, шины изготавливаются по единым технологическим процессам. Все заводы группы, включая российский, регулярно проходят международный аудит. Кроме того, Michelin сотрудничает с крупными автомобильными производителями, поставляя шины на первичную комплектацию. А это также ряд высочайших требований, которые предъявляются к нам при разработке продукта, ведь шина должна в полной мере раскрывать потенциал автомобиля. Поэтому, если говорить о локализации продукции, Россия — одна из 17 стран, где есть собственное производство, и это подчеркивает наши серьезные намерения развития в регионе. Но важно также помнить, что завод — это и часть международной сети, поэтому требования и стандарты группы применимы ко всем производственным площадкам.
— Ведет ли Michelin в России научно-исследовательскую деятельность? Разработаны ли здесь какие-нибудь оригинальные технологии?
— В России мы ведем исследования в нескольких направлениях. Прежде всего мы на постоянной основе проводим анализ условий, в которых эксплуатируются наши продукты. Это касается всех сегментов, в которых мы представлены сегодня: автомобильной и мототехники, горнодобывающей техники, грузоперевозок, сельскохозяйственного. Конечные характеристики продукта зависят от множества факторов, и российская команда обладает высокой экспертизой и практическим опытом. Одна из наших специализаций как раз зимние шипованные шины. В России мы отвечаем за развитие шипованного сегмента: анализируем климатические и дорожные условия, особенности поведения водителей на дорогах, проводим предсерийные испытания. Пример такой последней разработки — зимняя шипованная шина Michelin X-Ice North 4, ставшая лидером в своем сегменте по управляемости и торможению на льду.
— Как пандемия повлияла на деятельность вашей компании?
— Пандемия коронавируса стала серьезным вызовом для всех нас. Для компании Michelin безопасность людей — приоритет, поэтому прежде всего были приняты все меры по обеспечению безопасности сотрудников, а также налажена система внутренней работы с соблюдением протокола COVID-19. Кроме того, важно было поддержать наших партнеров и клиентов, осуществляя поставки в постоянном режиме. Как социально ответственная компания мы мобилизовали все силы, чтобы внести свой вклад в борьбу с распространением вируса. В Michelin был сформирован штаб по оказанию помощи медицинским учреждениям. Если говорить о ситуации на рынке, то, конечно, как часть автомобильной индустрии, шинная отрасль стала одной из наиболее чувствительных ко всем изменениям, связанным с эпидемией. Снижение мобильности — один из факторов, который повлиял на спрос в этом году. В наименьшей степени подверглись кризису сельскохозяйственная и горнодобывающая промышленность. Сейчас наша задача — совместными усилиями преодолеть этот кризис и как можно быстрее вернуться к нормальной жизни и полноценной работе во всех секторах экономики.
— Каковы ближайшие планы развития Michelin в России?
— Мы планируем наращивать наше присутствие в регионе и дальше, расширять продуктовый ассортимент, а также развивать сервисные и цифровые предложения, которые помогают повышать эффективность бизнеса и улучшать потребительский опыт. В 2019 году мы приобрели компанию Camso — мирового лидера в области производства резиновых гусеничных лент для сельскохозяйственных машин и снегоходов, цельнолитых и радиальных шин для погрузочного оборудования. Диверсификация бизнеса — это тоже важное стратегическое направление развития нашей компании.