До сих пор в список преимущественно попадали высокотехнологические компании, которые американская администрация подозревала в некорректном присвоении интеллектуальной собственности. Впрочем, многие из них критически зависели от поставок американского оборудования, как включенный вместе с CNOOC китайский производитель чипов SMI. Так что речь шла о соперничестве в инновационном поле.
В случае с CNOOC речь, скорее, идет о геополитике. Она занимает третье место по добыче и запасам после двух других нефтяных компаний Китая — Petro China и Synopec. Причем добывает она углеводородов на порядок меньше, чем каждая из лидеров. Однако CNOOC ведет добычу и разведку в Южно-Китайском море, далеко от границ Китая, и частично в 200-мильной экономической морской зоне Вьетнама и Филиппин. Последние оспаривают притязания Китая на их шельф, стремясь вести добычу на нем самостоятельно.
США, в свою очередь, не заинтересованы в экспансии Китая в Южно-Китайском море. В июле этого года США усилили там свое военное присутствие, показав, что не считают Южно-Китайское море зоной исключительных интересов Китая. Ситуация в регионе обострилась настолько, что аналитики начали опасаться реального военного столкновения. Видимо, не желая такого поворота событий, Вашингтон решил зайти с другой карты — экономического давления на агента продвижения китайских интересов в регионе.
Американские инвесторы владеют 16,2% CNOOC. Если решение Трампа будет реализовано, начнется их массовый выход из акций компании.
Следующим шагом может стать объявление о связи китайской компании с китайским военным сектором, что станет поводом подвести ее под более серьезные санкции, а это нанесет ей реальный урон, поскольку CNOOC использует американские технологии глубоководного бурения и закупает в США соответствующее оборудование. Так что запрет американским компаниям сотрудничать с ней подорвет технологическую основу ее деятельности. Под вопросом окажется и участие китайцев в международных проектах, в которых она сотрудничает с гигантом ExxonMobile. Ни к чему ей будут и участки, которым она владеет на нефтяных и газовых полях, входящие в экономическую зону США.
Приход в Белый дом Джо Байдена вряд ли что изменит. Он, может, и хотел бы ослабить напряжение между двумя странами, но поскольку меры, принимаемые пока еще действующим президентом, обосновываются заботой о национальной безопасности, вряд ли будущий владелец Белого дома в ближайшее время решится отменить санкции — ведь он может навлечь на себе критику.
Впрочем, Китай вовсе не беспомощен в этой войне. Несколько дней назад в стране был принят закон, ограничивающий экспорт продуктов двойного назначения. Как только закон был принят, взлетели цены на редкоземельные металлы — Китай удерживает лидирующие позиции на мировом рынке этого сырья, которое используется на многих высокотехнологичных производствах, в частности «железа» для ИКТ.