Американская компания Airbnb (владеет одноименным интернет-порталом для съема жилья по всему миру) вышла на IPO. Площадкой для размещения была выбрана Нью-Йоркская биржа. В первый же день торгов акции с тикером ABNB взлетели более чем на 110% от цены размещения (68 долларов) и завершили день на отметке 144,71 доллара за бумагу, а капитализация превысила 100 млрд долларов, правда, потом снизилась. Первоначальный диапазон цены акций для IPO был установлен на уровне 44–50 долларов, однако позже его увеличили. В итоге размещение прошло выше верхней границы диапазона, что позволило привлечь около 3,7 млрд долларов. Эти средства пойдут на развитие сервисов.
Деньги компании явно не помешают. Airbnb работает с 2008 года. Сейчас на сайте свыше пяти миллионов предложений жилья более чем в 200 странах. Несмотря на это, а также на растущую в прошлые годы выручку (3,6 и 4,7 млрд долларов в 2018 и 2019 годах соответственно), она остается убыточной. Так, за 2019 год чистый убыток составил 674 млн долларов. Да и коронавирус очень сильно ударил по этому бизнесу. В документах, поданных в Комиссию по ценным бумагам США, значится, что за девять месяцев нынешнего года выручка упала на 32%, до 2,5 млрд долларов. В мае компании пришлось сократить персонал на четверть и уменьшить инвестиции в непрофильные активы. Чистый убыток за те же девять месяцев составил 700 млн долларов.
Но коронакризисом проблемы Airbnb не исчерпываются. Ряд городов сильно недоволен компанией (шумные нелегальные вечеринки, фактическое изъятие части жилфонда с рынка и т. д.). В частности, Париж, Барселона, Лос-Анжелес и даже «родной» для компании Сан-Франциско «придавили» ее бизнес соответствующими законами. И даже в компании признают риск того, что такая практика в будущем значительно расширится. Отношения с некоторыми хозяевами жилья тоже подпорчены — из-за того, что во время пандемии платформа позволила отменять уже забронированное жилье со стопроцентным возвратом средств. Инвесторов это, однако, не смутило: возможно, они разделяют рассуждения, подобные тем, что сделал незадолго до IPO профессор маркетинга Нью-Йоркского университета Скотт Гэллоуэй. Ученый уверен: Airbnb — перспективный актив, так как почти весь трафик (91%), который получает Airbnb, приходит естественным образом, следовательно, компании не нужно платить поисковым системам вроде Google. «Это, может быть, первый потребительский “единорог”, который вырвется из мертвой хватки Google и Facebook, аккумулировавших весь трафик», — сказал он. Кроме того, в кризис доходы Airbnb упали совсем не так значительно, как у гостиничного бизнеса, потерявшего до 70% выручки: именно через Airbnb жители крупных городов искали жилье, куда можно уехать и переждать карантин.