Сбербанк с размахом провел очередную Международную конференцию по искусственному интеллекту и анализу данных Artificial Intelligence Journey (на этот раз онлайн), в которой, как было объявлено организаторами, приняли участие порядка 400 представителей каждой четвертой страны мира. То, что ее проводит Сбер, никого уже не удивляет, ведь он объявлен в России ответственным за развитие искусственного интеллекта. Как не удивляет и то, что РЖД отвечает у нас за развитие квантовых коммуникаций.
Хотя, надо отметить, среди специалистов тот факт, что отвечать за искусственный интеллект в стране поручено Сберу, вызывает некоторое недоумение, поскольку и в СССР, и сейчас в России проблемами ИИ на высоком теоретическом уровне занимается большая группа выдающихся математиков и других специалистов, не пренебрегающих к тому же получением серьезных практических результатов. Достаточно назвать только всемирно известную школу академика Юрия Журавлева.
Как заметил в одном из своих интервью академик РАН, заместитель директора федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, заведующий кафедрой «Интеллектуальные системы» Московского физико-технического института Константин Рудаков, который вдобавок к своим выдающимся математическим достижениям является одним из авторов известной программы «Антиплагиат» и не только, «если главный по искусственному интеллекту — Сбербанк, то главной по кредитам должна быть Академия наук. Греф — прекрасный менеджер, но при чем тут искусственный интеллект?»
Кстати, и президент Владимир Путин, принявший участие в конференции, счел нужным заметить, что «все-таки нужно не забывать, что Сбер хоть и экосистема, но это банк в первую очередь». Это важное замечание, потому что Сбербанк занимается развитием искусственного интеллекта на прибыль, получаемую в том числе благодаря комиссиям и процентам с клиентов. Если бы он развивал искусственный интеллект на кредиты, взятые у самого себя под такие же проценты, которые он берет за кредиты промышленности, смог бы он проводить такие мероприятия? Пожалуй, нет. Но это к слову.
Хотя, может быть, тот факт, что в конференции от России не приняли участие ведущие российские специалисты в этой области, а ключевые доклады делали представители только зарубежных университетов и компаний, связан с тем, что конференцию проводит именно банк со своим банковским уровнем понимания происходящего в этой сфере. А ведь если в плане бизнеса у нас и есть некоторое отставание в области искусственного интеллекта, не столько качественное, сколько количественное, то в плане науки в России абсолютно мировой уровень даже, может быть, с очень хорошим опережением.