Вирус вошел в нашу жизнь внезапно и обнаружил все несовершенство ее устройства: еще совсем недавно мы думали, что защищены от каких-то глобальных угроз. По крайней мере, нам самим нет необходимости о них беспокоиться — об этом должен думать кто-то другой, пока мы живем обычной жизнью. И вот мы сталкиваемся с угрозой, которая вначале кажется совсем незначительной, потом она начинает нарастать и становиться все масштабнее. Мы ее сначала не замечаем в надежде, что она так и останется проблемой, которая не пересечет границы нашей страны. Но Китай не захотел оставаться с ней наедине и невольно поделился ею со всеми остальными странами. Больше всего досталось США, но и Россия не осталась вне одного из масштабных нашествий вирусов на этот мир. И, что самое удивительное, мы до сих пор не понимаем, с чем имеем дело. Вся мощь медицинской индустрии, которая наращивалась человеческой цивилизацией на протяжении нескольких сотен лет, оказалась едва ли не бесполезной.
Мы еще и оказались внутри информационного хаоса, который возник в связи с пришествием незваного гостя. Автор не обходит эту проблему и признает, что даже по поводу таких мер предосторожности, как ношение масок и перчаток, внутри профессиональной среды нет четкого мнения. Людей принуждают носить маски и перчатки, пока медики продолжают спорить по этому поводу. Преимущество Ирины Якутенко в том, что она научный журналист и не принадлежит ни к одной из корпораций: медицинской ли, фармацевтической ли, бюрократической ли, которые со всей очевидностью в этой критической ситуации играют и в свою пользу тоже. Они отстаивают свои интересы, несмотря на то что являются такими же жертвами вируса, как и все остальные. Якутенко собрала и систематизировала, наверное, самую важную информацию о COVID-19. Ее книга, возможно, позволяет получить самое полное представление о происходящем сейчас в мире бедствии.
Когда все кинулись срочно изучать, что же мы в середине XXI века знаем о такой, казалось бы, банальной вещи, как простуды, выяснилось, что примерно ничего. Исследования во всем мире фокусировались прежде всего на хайповых темах — потому что на них проще получить финансирование
Вирус и в самом деле «взломал» планету. В результате этого проникновения мы были вынуждены запустить процесс переформатирования всей нашей жизни. Этот процесс оказался настолько захватывающим, что сама причина, которая этот процесс запустила, стала отходить на второй план. Но мы уже почти переформатировались, и запустить старую версию нашей жизни уже вряд ли получится. И пора все-таки вернуться к самому вирусу: даже если вакцина и окажется той самой панацей, которую мы все так ждали, прежде всего ради спасения тех, кто оказался в группе риска, но и ради того, чтобы жизнь всех остальных вернулась в прежнее русло. Мы уже готовы признать все уязвимые места, которые существуют в нашей жизни, мы готовы воспринять тот импульс к развитию, которые придала нам пандемия, но мы все хотим знать ответ на вопросы, которые поставил перед нами вирус. И они касаются не только мироустройства, но и образа жизни: и все-таки, что мы должны делать, чтобы пережить это нашествие вируса и не опасаться, что нечто подобное однажды повторится.
Что нужно сделать, чтобы обходиться без масок, продолжать общаться друг с другом не только с помощью гаджетов, но и самым привычным способом: глаза в глаза и слыша естественный голос друг друга, а не его симуляцию, созданную с помощью электронных сигналов? Вирус заставил нас ценить самые обычные вещи. Книга Якутенко убеждает нас, что надежда все-таки есть. Медицинская индустрия, которая до сих пор с таким трудом коммуницировала со всем остальным сообществом, получила в ее лице человека, который оказался в состоянии объяснить, что происходит. Но она выдает и практический рецепт, который, с ее точки зрения, применим в данной ситуации. Якутенко считает, что наиболее эффективная мера борьбы с распространением вируса — это массовое тестирование. Из этого следует и другой вывод: локдаун неэффективен.