Американские санкции введены в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Ограничения направлены против Управления оборонной промышленности Турции и его главы Исмаила Демира, а также против трех неназванных высокопоставленных чиновников. Санкции предусматривают заморозку их активов в юрисдикции США, запрещают им въезд в Соединенные Штаты, а Управление оборонной промышленности Турции лишается возможности брать кредиты и ссуды в США и приобретать американские лицензии.
«Соединенные Штаты неоднократно давали Турции понять, что покупка системы С-400 поставит под угрозу безопасность военной техники и персонала США и предоставит значительные средства оборонному сектору России, а также доступ ей к турецким вооруженным силам и оборонной промышленности. Мы стремимся продолжить нашу многолетнюю историю продуктивного сотрудничества в оборонном секторе, как можно скорее устранив препятствие, связанное с владением Турцией С-400», — заявил уходящий через месяц в отставку госсекретарь США Майк Помпео.
Ранее США уже заморозили продажу Турции новейших истребителей F-35 и исключили турецких поставщиков из производственного цикла сборки F-35. Тогда президент Турции Реджеп Эрдоган остался непреклонен и продолжил исполнять контракт на поставку С-400. Вряд ли угроза лишить четырех чиновников американских виз и заморозить их счета в США, а также ограничения для Управления оборонной промышленности (их можно обойти с помощью других организаций) заставят его передумать на этот раз.
Твердость, которую сохранил Эрдоган в вопросе покупки российского оружия, —следствие равнодушия президента США Дональда Трампа к этой сделке. В свое время его больше взволновало намерение турецкого президента оккупировать северо-восток Сирии, населенный курдами. Тогда Трамп, пародируя османскую манеру излагать мысли и явно издеваясь над Эрдоганом, написал в твиттере: «Я решительно заявлял ранее и просто повторяю: если Турция сделает то, что я, в своей великой и непревзойденной мудрости, считаю запретным, я полностью разрушу и уничтожу экономику Турции». Турецкий президент был крайне недоволен, но вынужден подчиниться. Дальнейшее развитие американо-турецких отношений ложится на плечи следующей американской администрации, которая приступит к работе в конце января.
Российский МИД осудил попытки США разрушить российско-турецкое соглашение о поставках С-400. «Я думаю, то, что США вводят санкции против Турции за покупку С-400, стало известно не только что — об этом США говорят уже больше года. Поэтому сюрпризом оно не является. Это, конечно же, очередное проявление аррогантного отношения к международному праву, проявление нелегитимных, односторонних, принудительных мер, которыми Соединенные Штаты пользуются многие годы (уже десятилетия) налево и направо», — сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Что касается европейских санкций против Турции, то здесь МИД России занял другую позицию. «Решение саммита, по большому счету, компромисс. Разговоры про санкции в отношении Турции шли весь нынешний год и предыдущий. Да, поводы для них есть. Это бурение на шельфе, который страны Евросоюза считают своим, это довольно вольное прочтение норм международного морского права и целый ряд других моментов», — заявил постоянный представитель России при Европейском союзе Владимир Чижов.
Действительно, решение саммита ЕС о введении санкций против Турции стало компромиссом между странами, хотевшими их ввести, и теми, кто был против. На практике все выглядит следующим образом: ЕС ввел санкции против Турции из-за буровых работ в Восточном Средиземноморье (на шельфе греческих островов и Кипра), но еще не решил какие. Определиться с набором санкций предстоит верховному представителю ЕС по внешней политике и политике безопасности Жозепу Боррелю. Но и тут, как говорится, «торопиться не следует»: ЕС попросил подготовить доклад по политическим, экономическим и торговым отношениям с Турцией к марту 2021 года. В итоге введенные ЕС санкции оказались очередным «последним китайским предупреждением».
В результате переплетения экономических и политических интересов против введения санкций в отношении Турции внутри ЕС выступают Италия, Испания, Мальта и Германия. А активнее всего введение санкций лоббируют Франция и Австрия. «Турция осуществляет не только грубое нарушение международного права — происходит массовое нарушение прав человека в своей стране», — заявил канцлер Австрии Себастьян Курц после завершения саммита ЕС. Вероятнее всего, франко-австрийский альянс будет добиваться наказания для Турции вне зависимости от ее дальнейшего поведения в Восточном Средиземноморье.