Влас Рязанов кандидат географических наук 18 января 2021, 00:00
Итоги прошедшего десятилетия для российской нефтегазохимии противоречивы. Отрасль заместила импорт базовых полимеров, но наладить свое производство и организовать достаточный внутренний спрос на высокомаржинальную продукцию специальной химии так и не удалось
АЛЕКСАНДР ИВАНТЕР
В 2020 году «Сибур» запустил в эксплуатацию флагманский проект — комбинат «Запсибнефтехим» в Тобольске. На фото: реакторная колонна установки производства
полиэтилена «Запсибнефтехима». Высота 106 метров, вес 1385 тонн
Читайте Monocle.ru в
В конце минувшего года произошло знаковое для отечественного химпрома событие. В присутствии главы государства официально запущен флагманский проект компании «Сибур» — комбинат «Запсибнефтехим». Циклопический индустриальный объект в Тобольске мощностью 1,5 млн тонн полиэтилена и 0,5 млн тонн полипропилена строился пять лет и обошелся в девять миллиардов долларов. Почти одновременно компания приняла окончательное инвестиционное решение о сооружении еще более крупного Амурского газохимического комплекса, тоже ориентированного на экспорт.
При всей грандиозности эти успехи запоздали на десятилетия: технологический прогресс в мировом химпроме в значительной мере их девальвировал. Мериться объемами полиэтиленового гранулята, конечно, можно, но в нынешнем технологическом укладе это характеризует развитие промышленности страны столь же адекватно, как, скажем, количество тонн выплавленного чугуна. А с действительно инновационными химическими производствами в России ситуация тяжелая.
От химпрома традиционно ожидают мощного фронтального прорыва и коммерциализации как сырьевого потенциала страны, так и итогов труда многих поколений ученых и инженеров. А также экспорта технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, который обозначит статус России как великой индустриальной державы. Еще лет десять-пятнадцать назад все ждали, что после неурядиц 1990-х российский химпром наконец расправит крылья, что в стране появится аналог саудовской SABIC, который в партнерстве с западными компаниями займет уверенные позиции на крупнейших мировых рынках. Что Россия станет центром новых химических технологий, связанных с возобновляемой энергетикой, электромобилями и прочими модными трендами.
Однако при блестящей ценовой конъюнктуре до середины 2010-х отрасль решала только задачи догоняющего импортозамещения, а глобальный спрос осваивали ближневосточные и китайские компании (см. «Сказки тысячи и одного комбината»). Доля нашей страны в мировом химическом производстве составляет 2–3%, и это при том, что Россия добывает 12% мировой нефти. А вместо интегрального партнерства с западными корпорациями формируется зависимость от азиатских компаний без собственных технологических компетенций, но с желанием использовать российские сырьевые преимущества.
Внутренний рынок, прежний локомотив роста отрасли, достиг потолка почти во всех секторах потребления и уже несколько лет фактически стагнирует. Душевое потребление химических продуктов существенно отстает даже от среднемирового уровня. В отсутствие четкой и агрессивной отраслевой промышленной политики технологическое будущее российского химпрома в ближайшие годы будут определять только инноваторы-энтузиасты и очень смелые инвесторы.
Полная версия этого материала доступна только подписчикам
Читать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Подписка за 0₽ в первый бесплатный месяц даёт доступ только к материалам выпусков, выходящих в течение этого месяца. Если вам нужен полный доступ к архиву, подписывайтесь на любой онлайн доступ от 390 рублей.