Министерство транспорта России затеяло комплекс мероприятий, нацеленных на формирование опорной сети автомобильных дорог страны.
Как следует из проекта «Концепции формирования опорной сети автомобильных дорог» (далее — концепция), связная дорожная сеть должна обеспечить большую часть автомобильных грузо- и пассажироперевозок. Концепция дополняет национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Опорная сеть будет формироваться из существующих и перспективных автомобильных дорог федерального значения, а также наиболее востребованных региональных дорог. «Понятие опорной сети не отменяет деления дорог на федеральные и региональные, это ввод новой сущности, — рассказывает руководитель проектов Центра экономики инфраструктуры Павел Степанов. — Разделение дорог на федеральные и региональные показывает, из какого бюджета они финансируются. Но при этом фактическое состояние дорог часто не соответствует нормативному, а региональные дороги могут на практике использоваться как федеральные. Или подъезды к аэропортам: они выполняют очень важную роль, но формально могут быть региональными, муниципальными или даже относиться к улично-дорожной сети. Так что ввод новой сущности с приоритетным вниманием именно к ней оправдан».
Правовой статус опорной сети автодорог пока не закреплен — соответствующие изменения (пока не ясно, какие конкретно) еще потребуется внести в законодательство.
А под эти задачи и финансирование в приоритетном порядке. Так, в концепции предлагается утвердить приоритетность направления поступлений от акцизов на нефтепродукты (основной источник пополнения дорожных фондов) на финансирование дорог, входящих в опорную сеть, имея в виду невозможность направления их на иные цели в случае, если опорная сеть не находится в нормативном состоянии на 85%. Кроме того, предлагается внести в Бюджетный кодекс изменения, предусматривающие направление 50% акцизов на нефтепродукты на финансирование опорной сети, а также запрет субъектам федерации направлять средства регионального дорожного фонда на инвестиционные расходы в случае, если затраты на эксплуатацию региональной опорной сети составляют меньше 50% от федерального норматива.
Кого берем
В представленном Минтрансом проекте указаны основные критерии, по которым предлагается отбирать дороги для отнесения к опорной сети. Эти критерии можно разделить на три группы.
Первая группа — критерии связности. Сюда будут отнесены автомобильные дороги, соединяющие крупные городские агломерации и региональные центры по кратчайшим маршрутам, а также обеспечивающие автомобильное сообщение с сопредельными государствами, будь то выходы к сухопутным пограничным переходам или морским портам. Следует отметить, что подход к понятию «крупная городская агломерация» здесь довольно либерален, в эту группу отнесены города с численностью населения от ста тысяч жителей. То есть в перспективе речь идет о довольно большом массиве автодорог — при том что для дорог, попадающих под данную группу критериев, предполагается не учитывать их реальную востребованность.