«Деньги валяются под ногами, нужно просто нагнуться и подобрать» — популярное у «профессиональных» бизнесменов-стартаперов выражение, означающее, что для умного человека диапазон возможностей создать свое дело и заработать практически безграничный. Иркутский предприниматель Александр Деев воспринял это выражение буквально. В конце 2018 года он основал компанию «Дикая Сибирь» — она занимается сбором и переработкой ягод-дикоросов, которые принято пренебрежительно называть «подножным кормом». За первый год работы чистая прибыль компании составила менее миллиона рублей при общей сумме выручки 19 млн рублей. Стать компанией-«единорогом» в ближайшее время ей вряд ли светит. Но эта история интересна другим: как человек, размышляя о последствиях лесных пожаров, сознательно создает изначально социально ответственный бизнес, мечтая возродить и вывести на новый уровень целую промышленную отрасль.
Лесные пожары, равнодушные пейзане и бизнес-инсайт
Лето 2015 года. В России из-за бесснежной зимы, ранней весны и аномальной летней жары горят леса. Сибирь задыхается от гари, в иркутском аэропорту из-за задымленности и плохой видимости откладывают и отменяют рейсы. Общественность начинает самоорганизовываться: отряды добровольцев едут в лесничества помогать тушить низовые пожары. Несколько местных бизнесменов предоставляют свой транспорт, народ набирают через соцсети, службы лесного хозяйства координируют места, на которые направляются группы волонтеров. Так в Иркутске был организован «Отряд 15.08» — название без затей родилось из даты первого выезда на пожары в середине августа.
Двадцать третьего августа одна из таких групп возвращалась из урочища Куртун. Люди сидели в кузове грязные, усталые, пропахшие гарью. Это были блогеры, дизайнеры, айтишники, журналисты, мелкие предприниматели — в общем, «креативный класс». Неотличимый в общей массе чумазых лиц, сидя у борта кузова, подпрыгивал на ухабах проселочной дороги 28-летний Александр Деев, на тот момент занимавшийся продажей оргтехники. Он думал о голубике.
Когда их высадили в Куртуне, там было преддверие ада. Пекло солнце, температура зашкаливала за тридцать градусов. От горящего в корнях деревьев огня шел плотный вал жара. Дым скапливался в ложбинах так, что не было видно дальше, чем на десяток шагов. Вода в 25-литровых ранцах с опрыскивателями закончилась через десять минут, и добровольцы разобрали лопаты, окапывать подступающий огонь. Те, кому лопат не досталось, тушили огонь ветками. Люди буквально «таяли» — обратно приезжали, потеряв по паре килограммов живого веса. Чтобы как-то восполнить баланс жидкости в организме, Александр горстями собирал с ближайших кустов голубику — и через несколько минут кусты начинали корчиться в огне.