Новый международный автомобильный альянс Stellantis намерен попасть в тройку лидеров мирового автопрома. В условиях трансформации спроса новый концерн планирует делать ставку на развитие электромобилей и оптимизацию издержек путем унификации производства. Впрочем, в эту сторону двигаются и другие ведущие игроки авторынка
Начало года ознаменовалось для мирового автопрома рядом важных событий. Самое громкое из них — слияние группы Fiat–Chrysler (FCA) и Peugeot–Citroën (PSA), в результате чего появился международный альянс, получивший название Stellantis (слово происходит от латинского stello и романтически переводится как «освещенный звездами»). Объятия американских, итальянских и французских автопроизводителей не стали неожиданностью: о создании концерна было официально объявлено еще в октябре 2019 года, сейчас же завершены все формальности, штаб-квартира нового трансатлантического автогиганта получила прописку в Амстердаме, акции Stellantis начали торговаться на Нью-Йоркской и других фондовых биржах.
Сложный маршрут
Слияния и поглощения крупных компаний, как правило, происходят не от хорошей жизни, вот и участники нового автомобильного альянса двигались к объединению ухабистой дорогой. Концерн Chrysler, один из исторических столпов американского автопрома, член «большой тройки» американской автомобильной промышленности (вместе с GM и Ford) в последние десятилетия переживал периоды сильной турбулентности. Оказавшись на грани разорения в середине 1990-х, компания в 1998 году стала частью немецкого концерна Daimler-Benz. Однако позже альянс DaimlerChrysler распался, и в 2007 году немцы с большими убытками избавились от заокеанского актива. Подоспевший кризис 2008 года чуть было не добил американскую компанию: в апреле 2009-го Chrysler объявил о техническом банкротстве, но был спасен благодаря щедрым субсидиям правительства США. Тогда же часть акций и оперативное управление были переданы итальянскому Fiat, который позже, в 2014 году, получил полный контроль над американским автопроизводителем.
Не все гладко в последнее время шло и у Fiat, который в 2011 году пережил кардинальную реструктуризацию (концерн был разделен на две дочерние компании, одна занимается легковыми, другая — коммерческими автомобилями). Трудности испытывала и французская группа Peugeot-Citroën, которая за последние десять лет вынуждена была закрыть ряд своих крупных заводов, а в 2014 году в спасении PSA было вынуждено принять участие французское правительство, которое выкупило 14% акций концерна, а другие 14% было решено продать китайскому автопроизводителю Dongfeng Motors.