Что касается торжественно объявленной в конце декабря массовой вакцинации, то она уже пробуксовывает из-за дефицита вакцины. Претензии руководства ЕС к британско-шведской фармацевтической компании AstraZeneca вылились в громкий международный скандал. Еврокомиссия заключила с компанией контракт на поставку 400 млн доз (из них 100 млн — в первом квартале 2021 года), заплатив аванс в размере 336 млн евро. Но неделю назад AstraZeneca объявила, что в первом квартале поставит только четверть оговоренного объема из-за производственных проблем на бельгийском заводе, а предприятие, расположенное в Великобритании, якобы не сможет поставить недостающие вакцины. Европейские чиновники дали понять, что подозревают фирму в нечестной игре — перепродаже другой стране вакцин, законтрактованных ЕС. Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс заявил, что государства ЕС должны привлечь компанию к суду за нарушение контракта. Бельгийские власти по запросу Европейской комиссии провели аудиторскую проверку на заводе AstraZeneca. А затем ЕС запретил экспорт вакцины. «Целью этой меры является обеспечение своевременного доступа к вакцинам против COVID-19 для всех граждан ЕС и преодоление текущего отсутствия прозрачности экспорта вакцин за пределы Евросоюза», — сказано в заявлении Еврокомиссии.
Тем временем карантинные ограничения вызывают нарастающее раздражение у части жителей ЕС: мирные демонстрации с требованием отменить их перерастают в беспорядки. Введение в Нидерландах комендантского часа с 21:00 до 4:30 сначала привело к протестным митингам. Власти с помощью водометов разогнали демонстрантов, нарушавших социальную дистанцию. Однако протестующие вновь вышли на улицы Амстердама и нескольких других городов, устроив уличные бои с полицией и погромы. В стражей порядка летели брусчатка, пиротехника и другие попадающиеся под руку предметы. Участники беспорядков не ограничились нападениями на полицию — они громили витрины магазинов и поджигали автомобили, что нехарактерно для уравновешенных, как правило, голландцев.
Еще одним необычным, но значимым для уставших от карантина европейцев прецедентом стало решение суда в немецком городе Веймаре, оправдавшее местного жителя по делу о нарушении карантина. Судья охарактеризовал карантинные меры в целом как «катастрофическое ошибочное решение» и признал их противоречащими конституции ФРГ. По мнению судьи, ограничения контактов являются «противозаконными, нарушающими табу и обеспечение неприкосновенности человеческого достоинства», поскольку в Тюрингии и в Германии не было введено чрезвычайное положение и не существовало угрозы коллапса системы здравоохранения.