ИГРОКИ
Битва при GameStop
Акции американской умирающей розничной сети по продаже видеоигр и аксессуаров стали полем боя между воротилами Уолл-стрит и частными инвесторами с форума Reddit.
Сама компания, основанная в 1984 году и выросшая в штате Техас, прошла пик своего развития в нулевых годах: тогда она была крупнейшей сетью — дистрибутором игр. В последнее время GamesStop находилась в упадке, а котировки ее акций постепенно падали. Как результат, бумаги были интересны тем, кто шортил, то есть играл на понижение, — одалживая акции на время у других участников рынка с целью продать их, после чего откупить обратно, когда цена заметно упадет. Выкупленные акции возвращаются владельцам, а разница между ценой продажи и ценой покупки — прибыль того, кто шортит бумагу.
Впрочем, шортили бумагу не все. В частности Майкл Бьюрри, основатель хедж-фонда Scion Capital и герой книги «Большая игра на понижение», увидел в GameStop перспективы и приобрел 3% компании. Это позволило бумагам на какой-то момент вырасти до пяти-шести долларов. Позднее, 11 января этого года, в совет директоров компании вошел Райн Коэн, который в свое время развил и продал маркетплейс зоотоваров Chewy компании Petsmart за 3,35 млрд долларов. Коэн купил также акций GameStop на 76 млн долларов, что привело к еще одной волне роста котировок, подняв их выше 10 долларов за бумагу. Это вкупе с действиями нового cовета директоров вызвало повышенный интерес у частных инвесторов, среди которых отметились и пользователи социального сервиса Reddit, а точнее его подфорума Wallstreetbets. Эта группа интернет-активистов не раз обвиняла хедж-фонды, в частности Melvin Capital, в том, что те шортят акции GameStop, отчего бумаги еще больше проседали, как будто самой агонии бизнеса для этого недостаточно.
Точкой закипания стал пост Эндрю Лефта, главы аналитической компании Citron Research (известен публикациями критической аналитики по поводу ряда компаний, выход которой приводил к заметному снижению котировок). В нем аналитик и гуру шорта отмечал, что акции компании должны упасть до 20 долларов за штуку (на момент отчета — около 40 долларов), а инвесторы в GamesStop не понимают, что делают.
Пост вызвал волну возмущения, которая привела к организованной скупке выставленных на продажу акций и опционов на них в огромном объеме.
В результате массированной скупки котировки взлетели до 193,6 доллара за бумагу на момент написания этого обзора, а на пике превышали 347 долларов. В процессе для игравших на понижение сформировалась ситуация short-squeeze: из-за внезапного роста котировок шортистам пришлось срочно выкупать свои же выставленные на продажу акции, чтобы не лишиться всех средств.
По данным S3 Partners, те, кто ставил на понижение GameStop, потеряли около пяти миллиардов долларов. Итогом войны между частниками из соцсетей и хедж-фондами стало то, что Эндрю Лефт объявил о закрытии всех коротких позиций по GameStop со 100-процентными потерями. Основатель фонда Melvin Capital Габриэл Плоткин также объявил о закрытии шортов. По разным оценкам, его потери составили около трех миллиардов долларов. Слухи о том, что это поставило фонд на грань банкротства, Плоткин опроверг.
Отметим, противодействие организованной группе частников вышло далеко за пределы торговых площадок. В частности, соцсервис Discord забанил канал, где общались инвесторы, под предлогом неприемлемого поведения на канале, а Robinhood и ряд других брокеров ограничили возможность приобретения «хайповых» акций, что привело к массовым судебным искам и к не менее массовым негативным отзывам на приложение Robinhood в Google Store.
Столкновение частных трейдеров и профучастников (которое в Сети уже называют битвой при GameStop) на этом, однако, не закончилось. Окрыленные успехом, частники пошли в атаку на шортистов BlackBerry, AMC и других эмитентов.
Итогом, по оценкам экспертов, станут два момента. Первый: последует дальнейшее ужесточение регулирования рынка, чтобы не допускать подобных ситуаций в дальнейшем. Второй:— вероятно, произошедшие события кардинально изменят рынок инвестиций, ведь теперь всем стала видна сила стихийной организации большого числа мелких инвесторов и уязвимость рынка к такому воздействию.