Москва и раньше предлагала Вашингтону продлить соглашение, срок действия которого истекал 5 февраля 2021 года, но администрация Дональда Трампа не хотела заключать соглашение в его нынешнем виде. Трампа не устраивало, что США и Россия берут на себя обязательства по ограничению стратегического ядерного оружия, а Китай имеет возможность в одностороннем порядке наращивать свой арсенал. Но Пекин упорно отказывался вести переговоры об ограничении его стратегического ядерного оружия, а тем временем срок действия СНВ-3 подходил к концу.
Однако Байден должен помнить, что в 1972 году (когда он стал сенатором) СССР и США подписали первый договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) и договор о противоракетной обороне (ПРО). А союзники США по НАТО, обладающие ядерным оружием, Великобритания и Франция, сделали вид, что советско-американские переговоры их не касаются, и уклонились от обязательств в сфере ограничения ядерного оружия. Тогда Москва решила, что лучше заключить договор с Вашингтоном, нежели не заключить никакого соглашения с Лондоном, Парижем и Вашингтоном. Сегодня, сообразно этой логике, Байден тоже махнул рукой на нежелание Китая разговаривать на эту тему.
Заключенные в 1972 году договоры относительно надежно уберегали две сверхдержавы от ядерной войны. Ограниченное количество ядерного оружия и отсутствие систем ПРО делали бессмысленным нападение с помощью ядерного оружия, поскольку противник гарантированно мог нанести ответный удар.
Ситуация изменилась в начале 1980-х, когда США разместили в Европе ядерные ракеты средней и меньшей дальности. Это вновь давало Вашингтону шанс нанести по СССР безответный ядерный удар. После долгих и сложных переговоров США и СССР в 1987 году подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), что вновь сделало бессмысленным применение ядерного оружия.
В 2001 году США, ссылаясь на угрозы со стороны третьих стран, объявили о выходе из договора по ПРО, что стало концом системы безопасности, заложенной в 1972 году. Следующей жертвой, после череды взаимных упреков в его несоблюдении, пал РСМД. Первого февраля 2019 года Дональд Трамп объявил о начале процедуры выхода из РСМД, а 2 февраля аналогичное решение принял Владимир Путин.
Таким образом, СНВ-3 был лишь одним столпов, на которых покоилась система международной безопасности второй половины XX века. Однако как худой мир лучше доброй войны, так и один договор о сдерживании роста ядерных арсеналов лучше, чем ничего. Однако мироустройство в XXI веке сильно отличается от того, каким оно было, когда мир зависел лишь от воли двух сверхдержав. Выстраивание новой, надежной системы безопасности будет включать в себя сложную систему договоренностей многих стран мира. Возможно, в основу ляжет российско-американское соглашение СНВ-3.