Газу прописали сжижение

22 февраля 2021, 00:00
МИХАИЛ ТЕРЕЩЕНКО/ТАСС
Правительство РФ заинтересовалось малотоннажным СПГ

Замкнутый круг проблемы перехода на использование в качестве моторного топлива сжиженного природного газа (СПГ), вероятно, удастся разорвать.
Правительство приняло дорожную карту развития рынка малотоннажного производства СПГ и газомоторного топлива. Программа рассчитана на ближайшую пятилетку и предполагает четырехкратное увеличение мощностей по сжижению газа — более чем до 720 тыс. тонн в год. А также восьмикратный рост числа автозаправочных СПГ-станций: с 10 до 81.
Сегодня из 11 существующих малотоннажных заводов по сжижению газа на внутренний рынок работают только восемь, при этом их мощности загружены лишь на 40%. 
Транспорта, работающего на сжиженном газе, мало, поскольку не развита заправочная инфраструктура: нет спроса.
По мнению исполнительного директора ассоциации «Объединение автопроизводителей России» Игоря Коровкина, альтернативы газомоторному топливу в России на ближайшие двадцать лет не предвидится. Поэтому любые инициативы властей в этом направлении можно только приветствовать. «Конечно, десять газовых АЗС на всю страну — капля в море, но 80 заправок, грамотно расположенных вдоль действующих магистральных трасс (Москва — Санкт-Петербург, “Урал” и так далее), могут серьезно изменить ситуацию к лучшему». Полную статистику по производству в России автомобилей на СПГ найти сложно, но необходимо с чего-то начинать, считает он. Если появятся АЗС на СПГ, у российских заводов возникнет стимул производить технику, работающую на нем. 
Что касается самих малотоннажных СПГ-заводов, то, по мнению представителей «Криогенмаша» (входит в группу ОМЗ), сегодня есть все условия для решения поставленных в документе задач. «Криогенмаш» производит полный цикл оборудования для СПГ: установки для сжижения, транспортировки, системы хранения. Свою продукцию предприятие реализует заказчикам в России, есть и опыт зарубежных поставок этого оборудования для СПГ. 
Вместе с тем, как пояснил «Эксперту» один из участников рынка, сейчас есть необходимость пересмотреть ряд нормативных документов, прежде всего тех, что относятся к пожарной безопасности. Российские требования здесь значительно более жесткие, нежели, например, в Европе, и, как утверждается, отчасти избыточные. Гармонизация российских требований с европейскими позволит снизить капитальные затраты, не потеряв при этом в безопасности.
«Если взять среднюю стоимость АЗС на СПГ (80–150 миллионов рублей), то приведение существующих российских норм к международным стандартам даст экономию при ее строительстве примерно в 10–20 процентов, — пояснил он – В случае со строительством малотоннажного завода (стоимость – от 500 миллионов до двух миллиардов рублей) экономия составит до 15 процентов. Мы видим, что зачастую излишние требования в области пожарной и промышленной безопасности ведут к значительному росту стоимости создания малотоннажных заводов СПГ и заправочных комплексов в России, а это снижает коммерческую привлекательность проектов для тех, кто готов инвестировать в этот бизнес».