Ровно двадцать лет тому назад, в феврале 2001 года, Турция пережила развязку финансового кризиса, который заставил власти этой страны внести серьезные изменения в механизмы экономического регулирования. Тогда же начался период динамичного развития, продолжавшийся четырнадцать лет, результатом которого стало преображение облика и структуры хозяйства страны, а также существенный рост реальных доходов и уровня жизни населения. Однако после 2015 года экономическая машина Турции начала испытывать сбои. Рост замедлился (тем не менее даже по итогам прошлого, ковидного, года, турецкий ВВП показал небольшой рост — на 0,5%), инфляция окончательно вышла из-под контроля, застряв в области двузначных значений, курс турецкой лиры упал за последние пять лет на 60%, а официальные валютные резервы страны уже не покрывают срочных внешних обязательств.
Причину неудач многие видят в авторитарном стиле руководства президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, в частности в чехарде назначений в высшем руководстве центрального банка и минфина Турции. По мнению турецкого экономиста Серкана Чичека, высказанному недавно в колонке «Эксперта» (см. «Турецкая рулетка: как лира, инфляция и рост стали заложниками политических виражей Эрдогана», № 48 за 2020 год), непредсказуемость и волюнтаризм кадровых решений Эрдогана усилили политическую неопределенность, что негативно повлияло на поведение внешних и внутренних инвесторов.
Однако, на наш взгляд, есть и более фундаментальные причины кризисных явлений. Речь идет о принципиальных изъянах турецкой модели роста и интеграции с мировой экономикой. Рассмотрим, в чем были достижения экономического развития Турции за последние двадцать лет и что стало препятствием к продолжению успешного роста.
Структурные реформы 2000-х
В 1990-е Турция пыталась интегрироваться в мировую экономику, реализуя стратегию экспортно ориентированного развития. Эти попытки оказались не очень удачными из-за сохранявшихся макроэкономических дисбалансов, выраженных хроническим бюджетным дефицитом и галопирующей инфляцией — в среднем 77% в год. Приток в экономику краткосрочного иностранного капитала сделал ее уязвимой к негативным внешним шокам, вызвавшим валютно-финансовые кризисы 1994, 1999 и 2001 годов.
Была необходима структурная перестройка экономики, и она началась по окончанию кризиса 2001 года — самого сурового в послевоенной истории Турции. С помощью МВФ и Всемирного банка была проведена макроэкономическая стабилизация, и за три года инфляция была подавлена до однозначных значений (с 54,4% в 2001 году до 8,6% в 2004-м). При поддержке этих же организаций была реализована программа неолиберальных структурных реформ, направленных на повышение качества управления и прозрачности в государственном и частном секторах, оздоровление финансовой системы, обеспечение правовых гарантий собственности, накопление человеческого капитала и т. д. Такие реформы в конечном счете нацелены на то, чтобы сделать ту или иную страну более привлекательной для иностранных инвестиций.