Минувший год стал звездным часом для производителей IT-решений для удаленной работы, в частности для разработчиков систем видеоконференцсвязи (ВКС). Если в прежние годы этот сегмент IT-рынка развивался сдержанными темпами, то весной 2020 года ситуация кардинально изменилась: во время карантина люди стали активно пользоваться продуктами, позволяющими общаться друг с другом в удаленном режиме. По оценкам международной компании IDC, только за апрель–июнь прошлого года продажи сервисов для видеоконференций в среднем выросли по миру на 47% и достигли 5,5 млрд долларов.
Некоторые ведущие мировые производители решений ВКС сумели «выстрелить» сильнее среднерыночных показателей: в частности, Microsoft нарастила выручку от продаж решений в сегменте ВКС на 49%, компания Avaya — на 104%. Но самым выдающимся примером головокружительного успеха стал взлет американской Zoom. Ранее не столь заметный игрок, эта компания в период пандемии нарастила число своих пользователей в сотни раз, оставив конкурентов далеко позади: если в декабре 2019 года число пользователей этого сервиса составляло 10 млн в день, то в апреле 2020-го оно подскочило до 300 млн. Аудитория компании стала вдвое больше, чем у Microsoft Teams (200 млн человек) и втрое, чему у Google Meet (100 млн).
В России на звание «русского Zoom» претендует компания Spirit DSP. Как декларирует сама компания, ее обновленное решение VideoMost 8.0 по некоторым своим параметрам не только не уступает Zoom, но и превосходит американский продукт.
Ставка на свой продукт
Компания Spirit DSP была создана в начале 1990-х выпускником МГУ Андреем Свириденко и за годы своего существования добилась международного успеха в сфере разработки технологий передачи голосовой и визуальной информации на расстояние. Компании удалось создать программное ядро («движок») для видеозвонков, которым сейчас пользуются многие ведущие мировые компании. В частности, клиентами Spirit DSP являются производители более 60% смартфонов в мире (среди них Apple, Samsung, HTC, Huawei). Программное решение Spirit также используют такие известные мировые онлайн-сервисы, как Skype и Viber, его закупают крупнейшие мировые операторы связи (AT&T, China Mobile, Korea Telecom), мировые лидеры в области телекоммуникационного оборудования (Avaya, Ericsson, Polycom, см. «Слышать и видеть на расстоянии», «Эксперт» № 11 за 2016 год).
Однако, как и многим другим работающим на международных рынках российским IT-компаниям, Spirit DSP не нравится, что ее разработками пользуются только в виде компонента конечного продукта. Компания стремится освоить более маржинальную бизнес-модель, продвигая готовые решения и сервисы под своим собственным брендом. С этой целью она более десяти лет назад создала свой программный продукт для видеоконференций VideoMost, который активно предлагает как на российском, так и на мировом рынках.