У России и Турции достаточно общих черт. У обеих стран богатое имперское прошлое, прочно засевшее в культурном коде. Яркие, брутальные лидеры, проецирующие идеи и ценности своих проектов развития за пределы страновых границ. С экономической точки зрения тоже кое-что похоже. Недостроенная либо утраченная индустриальная база. Все еще высокая импортозависимость. По уровню среднедушевого дохода в первые две декады XXI века мы как братья-близнецы: в начале столетия Россия чуть опережала турок (в пределах 10%), сегодня они на столько же опережают нас.
Но это лишь вершина айсберга. Гораздо любопытнее сравнить модели экономической политики России и Турции. А вот здесь мы как раз полные антиподы. Российский неолиберальный мейнстрим исходит из ортодоксальной парадигмы: главное — поддерживать профицит (в крайних обстоятельствах — небольшой дефицит) бюджета, низкую инфляцию, жестко контролировать госдолг и кредитную экспансию, в то время как содержательные задачи хозяйственного развития, хотя и записаны в красивые нацпроекты, но по факту являются скорее некими мечтами, чем реально решаемыми на земле задачами.
В эрдогановской Турции всё наоборот. Последние двадцать лет страна активно проводит инфраструктурную, промышленную и социальную модернизацию при достаточно творческом, скажем так, отношении к канонам макроэкономической сбалансированности.
Если у вас представления о Турции ограничиваются отелем «все включено» с пляжем, лукумом, помидорами, фундуком и сладкоголосой эстрадой, вы отстали от жизни лет эдак на тридцать. Пока в России словосочетание «промышленная политика» было неприличным в высоких кабинетах, наш южный сосед умудрился создать сразу несколько среднетехнологичных отраслей — металлургию, нефтехимию и даже автопром. Имея вдвое меньший по сравнению с Россией рынок, Турция до 80% собираемых автомобилей гонит на экспорт. Более того, турки не ограничились финальной сборкой. В отличие от России они умудрились создать высококонкурентный кластер автокомплектующих второго и третьего уровня для мировых автомейджоров, половина продукции которого также экспортируется.
Колоссальные средства, как бюджетные, так и частные, поддержанные поражающей воображение кредитной экспансией (всего за десять лет доля корпоративного кредита в ВВП взлетела с 15 до 65%, у нас все еще 36%), были направлены на инфраструктурные проекты. Лидирует на этом поприще предсказуемо главный город страны — Стамбул (здесь был построен новый мост над Босфором и тоннель под ним, новый аэропорт, а сейчас проектируется рукотворный дублер Босфора между Черным и Мраморным морями), но им не ограничивается. Бум жилищного строительства охватил не только города-миллионники, но и глубокую провинцию, в стране построено более 20 тысяч километров современных автомагистралей, сооружены сотни мостов и тоннелей. Пока мы десять лет спорим, как и когда окупятся выделенные линии высокоскоростного железнодорожного движения и в каком направлении, на север или на восток, их тянуть от Москвы, турки уже построили и активно эксплуатируют две первые магистрали.