Антидемпинговая пошлина в 34,22%, введенная в 2016 году Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в отношении железнодорожных колес из Украины, прекратила свое действие 22 января. Однако долго радоваться ее отмене и ожидаемому снижению цен отечественным операторам железнодорожных перевозок не пришлось. Правительственным постановлением с февраля введен полный запрет на поставку ряда видов железнодорожной продукции. Как отмечается в документе, под ограничения попали заготовки колес, сами колеса, колесные пары диаметром 710 мм и более. А также крупное литье, используемое в производстве вагонов: боковые рамы и надрессорные балки.
В итоге отечественные производители железнодорожного литья и колес получили стимул для развития собственного производства, а перевозчики — повод для раздумий о перспективах рынка.
Сделай сам
«Минпромторг не ждет дефицита этих видов продукции и критического роста цен», — сообщили в ведомстве, комментируя решение о закрытии российского рынка от импорта. Возможно, поводом для таких заявлений служат планы российских производителей увеличить мощности для выпуска цельнокатаных железнодорожных колес.
Сегодня в России на имеющихся мощностях можно выпускать порядка полутора миллионов штук железнодорожных колес. Основных производителя два. Первый — Объединенная металлургическая компания (ОМК), которая на своем Выксунском заводе способна в год произвести до 950 тыс. штук. Второй — «Евраз», производственная площадка — Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК, Свердловская область), где выпускается до 500 тыс. колес. Плюс на российском рынке по-прежнему присутствует компания «Проммашкомплект» (Казахстан, входит в ЕАЭС), которая может поставлять на него до 250 тыс. колес. Всего этого достаточно для удовлетворения даже пикового спроса, который наблюдался в 2019 году, когда закончились «бэушные» колеса, заполонившие рынок после массового списания старых вагонов.
Такая ситуация не повторится, уверяют производители, ссылаясь на собственные планы наращивания мощностей.
Компания «Аллегро», созданная «Евразом» и промышленной группой «Рейл Сервис», начала строить завод по производству железнодорожных колес на территории ОЭЗ «Титановая долина» (Верхняя Салда, Свердловская область). Объем инвестиций в предприятие мощностью 200 тыс. колес в год (с возможностью увеличения до 300 тыс.) составит около 16 млрд рублей. Ожидается, что производство начнется уже в начале 2023 года. Этот завод будет работать в связке с НТМК, который будет поставлять ему стальную заготовку.